У нас и на западе очень разное отношение к жанру. Вот, например, детектив, или фантастика, или фэнтези. Считается, что это «низкие» жанры. Все истории собираются из нехитрого набора штампов, мысли неглубокие, образы примитивные, вместо характеров – силуэты, диалог простенький.
Жанр – это всегда оправдание ожиданий потребителя. Если мелодрама – будут целоваться. Если детектив – будет убийство и убийцу найдут.
В этом отношении потребителю иметь дело с жанром безопасно.
Но вот какая штука. Если с жанром имеешь дело часто, быстро надоедает. Выучиваешь наизусть все конвенции и дальше можешь легко предсказывать следующий сюжетный ход. Тоже нехорошо. И тут возникает игра с жанром.
Честная игра – это когда ты берешь жанр и рассказываешь с помощью его настоящую историю. Глубокую, неожиданную, интересную.
То есть ты этот жанр вешаешь себе на пояс, как пистолет ковбоя и идешь на смертный бой.
И это например весь Финчер, а раньше – весь Хичкок. Надеюсь, никто не будет спорить с тем, что это выдающиеся мастера культуры? Однако ребята всю жизнь снимали себе триллеры и ни одному из них не пришло в голову сказать «ну вот, тут я снимал для зрителя, а сейчас наконец сделаю настоященькое, нетленочку». То, что они делали для зрителя – это и было настоящее. Потому и получалась нетленка.
Или тот же «Врожденный порок» Пинчона, выросший из Хэммета и Чандлера.
В нашей литературе и кино было одно время, когда жанр делался так же честно. Это 20-е годы. «Мистер Вест» и «Гиперболоид инженера Гарина» - это когда большие мастера честно делали жанровое кино и литературу. И получали выдающиеся результаты.
Сегодня проблема не в том, что не умеют делать честный жанр.
Проблема в том, что наши творцы презирают жанр. Брезгуют не то чтобы освоить его инструменты – ленятся даже посмотреть образцы. Вместо этого используют свои весьма далекие от представления о.
Получается самолет из говна и палок. Крылья есть, хвост есть, а не взлетает. Вместо этого разваливается и воняет. Потому что главное в самолете – не форма, а смелость взлететь. Вон Родригес из того же говна и палок сделал «Эль Марьячи», а как взлетел!
Наш автор, когда делает жанр, каждым кадром, каждой строчкой как будто дает понять зрителю – «чувак, ты же понимаешь, я делаю это просто ради денег, а вот если бы мне дали возможность, я бы такого Тарковского выдал, такого Джойса».
Я люблю жанр. Люблю детективы, люблю триллеры. Я думаю, что главные писатели современности – Стивен Кинг и Джоан Роулинг. Авторы, которые в пределах жанра достигли невероятных высот.
Я не знаю, кто напишет великий русский роман 21-го века, но готов поспорить на то, что это будет детективный роман.
Ваш
Молчанов
С вами все в порядке! Удачи!