Информация взята из книги "Тайны нашего мозга или Почему умные люди делают глупости", автор Сандра Амодт. Книга для восприятия сложная, поэтому переваривание информации далось нелегко.
Вот что я выяснила относительно развития мозга в детстве.
1. В раннем детстве (до 2-3 лет) главный инструмент для развития - это окружающая среда. Ни одни развивашки не дадут такого полного и всестороннего развития, как обычная повседневная жизнь и участие в ней ребенка. Здесь развивается слух, зрительное восприятие, мелкая и крупная моторика (да, крупная тоже важна, оказывается), речь, обоняние и так далее.
2. По мере взросления редко используемые синаптические связи отсекаются, а часто используемые - укрепляются. Отсюда идет специализация на отдельных занятиях и науках. "Отсекание" - один из инструментов мозга, который он использует, чтобы нейроны не росли бесконечно.
3. Второй - это депрессия нейронов, то есть затухание их работы. Не навсегда, но так, чтобы "не лопнуть" от знаний. Так что нельзя выучить все книги в мире, шеф, то есть мозг, против.
4. Но несмотря на пункт 2, можно быть успешным в нескольких областях, главное, чтобы за их развитие отвечали разные структуры мозга, чтобы, так сказать, равномерно распределить "башковитость" в голове. Например, танцы, шахматы, биология, музыка.
5. До 8 лет любой иностранный язык ребенок относительно легко может выучить как второй родной, то есть стать билингвом. Позже уже не так легко, а во взрослом возрасте, берясь за изучение чужого языка, человек, скорей всего, никогда не будет говорить и понимать его, как носитель.
6. Чем позже происходит созревание (подростковый период), тем теоретически выше уровень интеллекта. Но научных данных недостаточно, чтобы это выводить в правило и закономерность. Все данные усреднены и, скорей всего, повторные исследования не дадут тех же результатов. Об этом автор честно предупреждает, но зерно все равно посеяно.
7. Прослушивание классической музыки, в том числе Моцарта, никак не влияет на интеллект, по крайней мере прямым образом. Зато музыка активизирует зоны мозга, ответственные за понимание речи и интонации. Подозреваю, что в развитии эмпатии музыка играет не последнюю роль.
8. Занятия музыкой, то есть игра на инструменте, может действительно сделать ребенка умней. У него лучше разовьется пространственное мышление, улучшится межполушарное взаимодействие, получит выход творческое начало (и эмоции, то есть меньше ходить к детскому психологу) и т.д.
9. Депривация - не очень хорошо. Имеются ввиду всякого рода ограничения и стремление родителей огородить своих чад от всего на свете. Опыты проводили на мышах. Одни грызуны жили в условиях изменяющейся среды и постоянной адаптации, в компании со своими сородичами. Вторые жили в социальной изоляции и безопасной среде. В результате у первых были большие нейроны с большим количеством дендритов и крепкими синаптическими связями. У вторых же было всё с точностью до наоборот.
Это пока всё, что можно было выцепить из этой книги. Чтобы вы понимали, в ней нет таких четких пунктов, и я собирала все это по крупицам из разных глав. Анализ проводила, в общем.
Поэтому скажите мне "спасибо" лайком и приятного вам чтения. У меня еще есть две большие статьи на тему мозга, воспитания и эмоций, вот они: первая и вторая. Советую приобщиться.
Ребята, было бы интересно узнать ваше мнение: вам удобней читать статьями или смотреть слайды с коротким текстом (нарративы)? Пример нарратива вот, про стройность по науке.