Подлинная история знаменитой птички и памятника ей на Фонтанке
Самый маленький памятник Петербурга трудно не заметить, ведь возле Чижика-Пыжика на Фонтанке всегда толпятся туристы. Только по большому счету это и не памятник вовсе. Так, просто шутка юмористов и скульпторов.
Пьющие студенты-правоведы
Песенку про «Чижика с Фонтанки» знают все. А кто хоть раз был на экскурсии по Петербургу, наверняка слышал историю про этих самых чижиков-пыжиков. Так в XIX веке называли студентов основанного в 1835 году Императорского училища правоведения, которые носили зеленые мундиры с желтыми петлицами и обшлагами и подобной «раскраской» напоминали птичек чижей. Ко всему прочему в холодное время им полагались пыжиковые (из шкурки олененка) шапки. А уж как можно учиться в училище (аналоге современного института) и не пить водки? Так в четырех строчках народный фольклор описал обычный день ученика-правоведа.
Училище располагалось в доме 6 по набережной Фонтанки (здание сохранило свой «правовой профиль», в наши дни там находится Ленинградский областной суд). Вот и памятник Чижику-Пыжику поставили недалеко от тех мест. По крайней мере так рассказывают гиды. Но есть нюансы...
Приключения птички
Большой вопрос, кто появился раньше: песенка про чижика или студенты-правоведы? Ведь привязчивый мотивчик возник... до создания училища. Собиратели фольклора встречали «Чижика» еще в середине XVIII века, причем в разных российских губерниях. Где он: то «за рякою вотку пил», то «на канавке воду пил», а то и вовсе «на полянке спинку мыл». Тогда же песенку переделывали и в неприличные стишки. Например, чиновник и публицист Александр Измайлов в письме племяннику писал про вернувшегося с Кавказа Николая Гнедича (поэт, переводчик «Иллиады»): «Гнедич, Гнедич! Где ты был? // На Кавказе… (далее непечатно)».
Помимо общеизвестных строчек, у песенки существовали и продолжения. Например, фольклорист Владимир Бахтин узнал о таком дальнейшем развитии событий:
…Стали чижика ловить,
Чтобы в клетку посадить.
Чу, чу, чу, чу,
Я из клетки улечу.
Чижик в клетку не хотел,
Взял вспорхнул и улетел.
А с началом Первой мировой войны и введением в России сухого закона песенку переиначили в соответствии с реалиями тогдашнего сурового «алкобытия»:
«Чижик, чижик,
где ты был?» —
«На Фонтанке
кофе пил». —
«Кофе?! Кофе?! Врешь ты, брат!
Ты ведь пил денатурат». -
«Ой, не бейте! Ой, скажу!
Пил не кофе, а ханжу!»
«Сердце» из катушки ниток
В конце 1994 года в Петербурге велась подготовка к очередному юмористическому фестивалю «Золотой Остап».
— А примерно за месяц-два до открытия фестиваля в городе состоялась выставка работ грузинского скульптора, художника, режиссера Резо Габриадзе, — вспоминает архитектор Вячеслав Бухаев. — На ней друг Резо писатель Андрей Битов увидел маленькую скульптурку из гипса — того самого Чижика-Пыжика — и предложил сделать его символом фестиваля и отлить из бронзы. Организаторы идею одобрили, а так как я был с ними хорошо знаком, то стал архитектором проекта.
Идею с памятником поддержали городские власти, и начался процесс изготовления.
— Сама по себе фигурка очень неказистая, да Резо и не думал делать ее памятником «на века». Вылепил птичку, спичкой нарисовал ей глаза, перышки… Если присмотреться, кажется, что у Чижика лысина и на ней три волосинки, а грудь — угловатая. Еще когда он был гипсовым, я спросил у Габриадзе: почему у птички грудь такой странной формы? А тот пояснил, что вставил внутрь в качестве каркаса катушку ниток, и та немного выпирает…
Утопленник передвинул памятник
Когда дело дошло до установки бронзовой птицы, ее хотели разместить на Фонтанке, где-нибудь поближе к Невскому.
— С одним из организаторов фестиваля — с Вадимом Жуком — я ходил по набережным и выбирал место. Сначала думали поставить памятник у «Ленконцерта» — между Ломоносовским и Аничковым мостами.
А потом присмотрели выступ у моста Белинского — по диагонали от цирка.
Это место тогдашний главный архитектор города Олег Харченко одобрил. Там бы и стоять Чижику, но вмешался несчастный случай.
— Накануне открытия фестиваля я, Резо, еще несколько человек пошли ставить памятник на пьедестал. Подошли мы к мосту Белинского, хотели было приступить к работе, и тут я смотрю: в воде, как раз напротив, плавают красная куртка и кроссовки. День был морозный, на Фонтанке уже образовывался лед, и мы не сразу разглядели, что это не вещи, а утопленник. Мы углядели в этом дурной знак, я позвонил Харченко, и тот отправил нас искать другое место.
Так всего за несколько минут Чижик сменил прописку: Бухаев и Габриадзе выбрали для своего детища уголок у Инженерного замка, где и закрепили фигурку.
А у моста Белинского тем временем милиция доставала из воды труп утопленника…
На следующий день, 19 ноября, состоялось торжественное открытие.
— Было очень много народу, собрались гости фестиваля, просто горожане — около тысячи людей пришло посмотреть на скульптурку. По такому случаю всем бесплатно наливали — питерские заводы выпустили пиво и водку «Чижик-Пыжик».
Ждали на открытие и мэра Петербурга, который эскиз фигурки видел и идею поддержал. Но в тот день в Северную столицу прилетел некий высокопоставленный политик из Франции, и Собчак уехал его встречать.
Легенды Чижика
Городская легенда гласит, что Чижик способен приносить удачу. Считается, что если задумать желание и попасть монеткой на гранитную консоль (так, чтобы монетка не соскользнула с нее в воду), то загаданное обязательно сбудется. Согласно другой легенде, Чижика воровали семь раз, но откуда взялась эта магическая цифра — не ясно. Сам Вячеслав Бухаев уверяет, что скульптура пока что пропадала трижды:
— В первый же год, зимой, Чижика стащили. СМИ быстро разнесли весть о пропаже, и вору, видимо, стало стыдно — вскоре фигурку подкинули на набережную. Следующим летом его снова попытались украсть. Но неудачно: двое мужиков рано утром залезли в Фонтанку, с воды сняли Чижика, но когда они, мокрые, возвращались по набережной, их тормознул милицейский патруль. А вот в третий раз стащили с концами. Пришлось отливать новую копию, благо гипсовый оригинал у меня дома хранится.
Самый маленький?
Питерский Чижик борется за звание самого маленького в мире памятника. Его главный конкурент — «Мальчик, смотрящий на Луну из Стокгольма».
Но шведский мальчик в высоту — 15 сантиметров, а наш птенчик — всего 11.
Автор текста: Елена Ожегова