Найти тему

10 крутых забытых RTS

Оглавление

Трудно поверить, что когда-то стратегии правили балом – они были самыми желанными, самыми популярными, самыми многочисленными. Может показаться, что к нынешнему дню они совсем вымерли, но это не так – просто утонули в разросшемся рынке, заняв свою крохотную нишу. Сегодня все эти игры прошли бы незамеченными, но тогда о них писали, о них говорили, о них спорили и в них поголовно играли. Их названия могли забыться, но не те чувства, что они подарили.

1. Jurassic War

В Jurassic War кровопролитный конфликт проходит не в Юрском периоде, как можно было бы подумать, а на Юрском острове, мистическом клочке суши, где вымершие рептилии соседствуют с еще не вымершими мамонтами. За этот рай креациониста борются восемь племен облезлых обезьян.

Jurassic War обогащает стратегический геймплей RPG-элементами. Мы вольны выбрать, какие характеристики юниты будут развивать, чем они будут вооружены и что положат в инвентарь. Каждое племя обладает своей специализацией, будь то магия или изготовление какого-нибудь особого оружия. Причем это оружие после проигранного боя вполне может достаться врагам в виде трофея. В редких случаях полезный предмет можно снять и с трупа животного. Но все же животные тут – это в первую очередь источник мяса, единственного ресурса в игре. И добыча его оказывается даже более рискованным предприятием, чем сбор спайса, не говоря уже о золоте или древесине, которые при обычных обстоятельствах не дают сдачи.

-2

К сожалению, доисторических животных могут приручить только два племени. Одно натравливает на врагов классических трицератопсов и велоцирапторов, второе специализируется на летающих рептилиях. Возможно, если бы не необычный сеттинг, то игра бы потонула в цунами прочих RTS. Но в итоге Jurassic War удалось-таки затронуть струны загадочной русской души и стать частым участником пиратских сборок «Лучшие игры 1997-го». Кстати, в 2002-м по мотивам Jurassic War вышел мультсериал, и это был первый сериал, основанный на видеоигре.

2. Total Annihilation

-3

1996 год: устои еще не устоялись, аббревиатуру RTS не придумали, а Крис Тейлор уговорил Рона Гилберта, создателя лучших «лукасартовских» квестов, выделить ресурсы на создание клона Command & Conquer, который пинками должен был загнать жанр без названия в XXI век.

Трехмерный воксельный ландшафт, полигональные юниты, честный просчет полета снарядов. Никто и никогда не уделял столько внимания физике сражения в RTS. Нужно добавить, что в Total Annihilation юниты могут атаковать в движении. Крис разбирается в танках и знает, что они могут совмещать тактическое отступление с тактическим обстрелом, а также то, что выстрелы должны сотрясать землю, дым заполнять воздух, огонь сжигать леса, а остовы уничтоженных роботов лежать на земле, создавая препятствия.

-4

А теперь представьте, что этих юнитов сотни и они ходят, ездят, плавают и летают на огромной карте! С такой нагрузкой даже удивительно, что Total Annihilation просит оперативки только в два раза больше, чем Red Alert. Чтобы контролировать эту армаду игра предлагает кучу сочетаний клавиш на все случаи жизни, а также впервые в RTS – возможность задавать очередность действий. И посреди этого хаоса – робот-командир, невероятно сильный и полезный юнит, чье уничтожение, если это оговорено изначально, влечет поражение. Много лет спустя Крис развил свои идеи в Supreme Commander, одной из лучших стратегий за всю историю жанра. Которую сейчас тоже можно отнести к категории незаслуженно забытых игр.

3. Netstorm

-5

Netstorm изначально разрабатывалась как многопользовательская игра – одиночная кампания в ней была для галочки, но зато в нее можно было нормально играть по модему, что для 1997 года было вполне себе достижением.

Netstorm – игра нестандартная. В ней сочетаются элементы RTS, Tower Defense, «Тетриса» и даже немножко Magic the Gathering. После глобального катаклизма планета раскололась на множество островов и теперь, чтобы подобраться к противнику нужно возводить мосты, а строятся они путем выкладывания случайных фигур. Игроку приходится на лету принимать решение о том, как проложить оптимальные маршруты и максимально осложнить жизнь противнику, ведь мосты нельзя пересекать, а на занятых противником островах нельзя строить.

-6

На мостах же держатся и основные атакующие силы – башни, правильная расстановка которых – залог победы. Этим Netstorm напоминает шахматы, где у каждой фигуры имеется своя зона поражения. Самые универсальные башни имеют очень маленький радиус охвата, а самые мощные стреляют только по прямой и только в одном направлении. Есть еще и башни, которые выпускают неподконтрольные игроку юниты, что позволяет не следить за каждой мелочью и сосредоточиться на глобальных задачах.

Если в Total Annihilation уничтожение командира – дело опциональное, то в Netstorm оно обязательно, но вражеского верховного жреца надо не просто убить. Его нужно дотащить до алтаря и принести в жертву.

Netstorm погубили три вещи: преждевременный сырой релиз, выход в одно время с Age of Empires и досадная ошибка в демоверсии, позволявшая преобразовать ее в полноценную игру. Activision удалось продать не более 25 тысяч копий, но несмотря на это сервера отключили только в 2002-м. При этом игра до сих пор жива стараниями фанатов.

4. Impossible Creatures

-7

Кажется, что RTS с самодельными юнитами раз, два и обчелся, но стоит только копнуть и они посыплются, как из рога изобилия. Можно вспомнить хоть древнюю Warzone 2100, хоть недавнюю Forged Battalion. Но одно дело собирать каких-то роботов или проектировать танки и совсем другое пришить голову акулы к телу лемминга.

Концепт у Impossible Creatures был странным – приключения в стилистике фильмов 30-х с дизель-панковскими технологиями и все это под юмористическим углом. Что касается стратегической части, то в этом отношении игра была весьма консервативной. Сбор ресурсов, закидывание юнитами, микроменеджмент – создатели Homeworld решили строго следовать канонам.

-8

Самая интересная часть в Impossible Creatures – подготовка к очередной партии. На поле боя сходятся не солдаты, и не роботы, а животные гибриды. Количество комбинаций теоретически может быть так велико, что на глаз очень сложно определить, какими же талантами наделено это четвероногое создание цвета хаки.

Однако бич подобных игр заключается в том, что игроки быстро находят выигрышные комбинации. Так лобстер сочетает в себе почти все, что вы хотите от живого оружия – мощную броню, сильные клешни и, самое главное – регенерацию. Присобачьте к нему голову кита, которая дает нехилый прирост к здоровью и дальнобойную атаку – и уберюнит готов.

-9

Основатель Relic Entertainment Алекс Гарден так говорил о своем любимом детище: «Один революционный шаг и множество эволюционных шажков. Мы стараемся положить в основу какое-нибудь нестандартное решение, а все остальное сделать, как и другие, только лучше». Но решение оказалось не таким уж и нестандартным, а шажки через чур маленькими: адд-он Insect Invasion разжаловали в бесплатную модификацию, а продолжение и порт на Xbox были отменены.

Демо-версия Impossible Creatures стала одной из первых, если не самой первой демкой в Steam, но сама игра попала в магазин лишь спустя 13 лет. В стандартную версию, правда, никто уже почти и не играет – немногочисленное комьюнити активных игроков всецело перешло на фанатский мод Tellurian, который правит баланс и вводит в игру новых животных вот уже восьмой год.

5. KKnD

-10

Сколько раз в интернете бросался клич «помогите вспомнить название игры» – почему одни игры забываются, а другие остаются в памяти навсегда?. Krush Kill ‘n Destroy забыть невозможно. Это как Command & Conquer, только круче и молодежней! Даже фанаты KKnD признают, что, в принципе, и нет в игре ничего особенного – обычный клон C&C. Но все дело в том, что это «крутой» клон C&C. Здесь мутанты рассекают по мэдмаксовой пустоши на лютоволках, а из колонок слышится будоражащий внутреннего киберпанка синтезатор. И все такое стильное и симпатичное, что даже уродливые мутанты радуют взгляд плавностью движений.

Но играем мы не в графический дизайн, а в стратегию. По геймплейной части KKnD не совершает революции. Единственной оригинальной находкой можно назвать то, что обрывы защищают находящиеся на них юниты от обстрела – все остальное же мы не раз видели и… полюбили. Поэтому нисколько не возражаем, что здания можно захватывать, а пешеходов давить! Что плохо, так это то, что стороны практически полностью дублируют друг друга. В случае со зверьми мутантов и техникой людей это даже как-то и нелогично.

-11

Еще нельзя не отметить запредельную сложность – компьютер читерит во всю свою наглую, треснувшую от бесконечной нефти харю и засылает в сторону родной базы не отряды, а целые полчища и мы вынуждены отвечать тем же! Единственный, доживший до стабильного релиза ремейк вышел в декабре 2018-го. В нем упор сделан на сетевую составляющую и воюющие стороны слегка подкорректированы в угоду балансу.

6. Z

-12

Нужен ли роботам повод для драки? Возможно и нужен, но мы о нем не знаем. Что мы знаем, так это то, что армия красных роботов-алкоголиков сражается с армией синих роботов-предположительно-тоже-алкоголиков. Разработка Z началась еще при Dune 2, а закончилась при Warcraft II. И при этом игра не похожа ни на первую, ни на вторую легенду жанра. Ее вообще трудно назвать RTS. Во-первых, базу строить не надо – все уже построено за нас, во-вторых, ресурсы собирать тоже не надо – их, вообще, нет, и, в-третьих, роботы и без нас знают что делать! Ладно, не такие уж они и самостоятельные, хотя и не прочь по живности в свободное время пострелять и прекрасно понимают, что некоторые боевые маневры называют «атакой камикадзе» не просто так.

При таком описании может показаться, что игра – семечки. Отнюдь. Когда производство автоматизировано, самым главным ресурсом становится время. Карта поделена на сектора, которые захватываются простым касанием флага. При этом находящееся в нем строение тут же меняет сторону. Чем больше секторов, тем быстрее идет производство, тем ощутимей численное превосходство, которое практически невозможно перебороть. Исход большинства битв решается в первые пять минут, а дальше уже следует агония.

-13

Представленные боевые единицы не отличаются оригинальностью: обычная техника и пехота, но реализованная крайне любопытно. К примеру, пехота совершенно бесполезна, но подобрав гранаты, становится способна уничтожать здания и горы, а еще она может занимать места в пустующей технике. Почему она пустует? Потому что снайпер уничтожил водителя. Почему одни роботы-снайперы, а другие – тупая пехота? Потому что снайперы обладают большим интеллектом и не так часто высовывают свою голову из башни танка. Вроде и мелочи, но такой странный, детальный подход и отличает запоминающиеся игры от проходняка.

Как и многие другие игры в этой подборке, Z жива только стараниями фанатов. Не покупайте игру в GOG или Steam – там лежит порт с мобилок, в котором нет даже поддержки клавиатуры. Скачайте лучше ремейк с открытым кодом Zod, он и гуглится в сто раз проще.

7. Uprising

-14

На рубеже веков в умах разработчиков бродила мысль, что если взять и смешать всеми любимый Quake со всеми любимой C&C, то получится не ошибка природы, а новый хит. За короткий промежуток индустрия обогатилась весьма похожими по концепту гибридами: Battlezone, Urban Assault и «Parkan: Железная стратегия». При этом об очень похожей и вышедшей на полгода раньше Uprising очень часто забывают.

Здесь мы тоже строим базы, ездим в танке, захватываем планеты, но в отличие от той же Battlezone в Uprising больше экшена. Юниты нашей армии нуждаются в приказе только во время спавна, а после действуют самостоятельно. Игрок навсегда прописан по месту кабины танка и может покидать ее, только если подключится к башне с турелью, охраняющей покой базы. Ну а если ситуация совсем бедовая, то можно перенаправить энергию с пушек и щита на двигатель и, утопив педаль в пол, умчаться в закат. Во время таких тактических распределений чувствуешь себя чуть ли не в кабине истребителя X-wing, ну или TIE Fighter. Галлюцинации продолжаются, когда вместо того, чтобы щелкать мышью, задействуешь такие кнопки на клавиатуре, как F9 (застолбить базу), O (вид со спутника) и Enter (выбор оружия). И это даже удобно.

-15

Но как бы мощен ни был этот единственный в своем роде командирский танк, и как бы легко он ни наматывал кишки на свои гусеницы, эта штурмовая машина совершенно непригодна для уничтожения зданий. Здесь-то мы и вспоминаем о пехоте. Заработанные за освобожденные планеты средства можно тратить на совершенствование юнитов, либо на новое вооружение для танка, среди которого есть и такая прелесть, как залповая установка «Катюшка» и Big Fucking Missile 9000.

После банкротства 3DO, которым принадлежали студия разработчиков, права на игру выкупила Prism Entertainment и начали продавать Uprising на различных платформах. К несчастью, как одна из первых 3D-стратегий, игра страдает хронической нестабильностью и запускается на современных системах неохотно.

8. Периметр

-16

В одном из больших миров, отделенных от Спанжа жил кадавр по имени Кранк. Кранк был хитрым и умным кадавром, он понял, что может оцифровывать свои мысли и продавать их несовершенным людям. Собрав под себя кадавров поменьше, он сделал три великих шага на пути в Психосферу: шаг первый – «Вангеры» (RPG на колесах), шаг второй – «Самогонки» (пошаговые гонки под самогоном) и шаг третий – «Периметр», который есть RTS и потому включен в эту подборку.

Периметр – это граница геометрической фигуры, а граница – это то, ради чего убивает друг друга ущербная плоть. Ведь спанж людей мягок и рыхл. Сблизившись с Психосферой, он порождает скверну, которую нельзя одолеть, от которой можно только бежать. Под руководством мудрых спиритов люди погрузились во фреймы и отправились на поиски нового большого мира. Каждый мир Психосферы несет в себе отпечаток человеческой истории, но несмотря на кажущуюся знакомость, эти миры враждебны человеку и даже просвещенный спирит ступив на скам потеряет рассудок. Чтобы двигаться дальше по цепи миров, роботы должны выровнять скам до зеркального зеро-слоя, застроить его энергодобывающими ядрами и зарядить спираль. Скверна всегда будет пытаться уничтожить фрейм, но от нее легко защититься с помощью стационарных орудий и защитных куполов.

-17

Куда хуже скверны рыхлые человеческие души, в коих она пустила свои корни. За сотни лет путешествия среди фреймов произошел раскол и спасительное бегство превратилось в битву идеологий. Боевые нано-машины могут видоизменяться прямо на скаме, распадаясь на базовых роботов и собираться в более сложные орудия уничтожения. В один момент летательные аппараты могут преобразится в ракетные установки, а потом уползти под скам, портя зеро-слой. Подлые несовершенные люди могут разорвать энергетическую связь между строениями и присоединить их к себе. Нет границы их несовершенству!

Но как взрослый человек не может вернуться в свой прайм-инкубатор, так и взрослый Кранк не может вернуться в большой геймдев, который в России мертв. Довольный разрабатывает он f2p-игрушки для мобилок, которые никто уже и через год не вспомнит. Но ему можно, он уже оставил свой след в Психосфере. Ведь он хитрый и умный кадавр.

9. Sacrifice

-18

Sacrifice невероятно красива, смешна, умна и, вообще, вы хотите, чтобы она уже познакомила вас с родителями. Что ж, ее родители: Мартин Браунлоу и Эрик Фаннум (спокойно, за границей это обычное дело!). Первый написал движок и хотел приспособить его для ремейка старенькой TBS про магов-призывателей Chaos, второй же работал над Warcraft 2, Diablo и Starcraft, а в свободное время рубился в Team Fortress. Sacrifice впитала в себя все эти конфликтующие направления и идеи и в итоге вошла в набирающий силу тренд помещать RTS-командира непосредственно на поле боя, брани и боли.

Подконтрольный игроку герой – могущественный маг, способный призывать существ и даже некоторые строения, а также, конечно же, колдовать. Список заклинаний впечатляет – от точечного прохила до точечного же уничтожения земли под ногами противника. Одно из самых зрелищных заклинаний «бур» обрушивает твердь вместе со всеми недостаточно быстрыми существами, оставляя лишь зияющую дыру. А есть еще гигантские стебли, которые швыряют врагов в воздух, и дождь из лягушек, и стратегический сброс коровы, оставляющий от цели лишь мокрое место с витающей рядом душою.

-19

Кто владеет душами, у того и численный перевес. Неважно был при жизни ты негодяем или добрым псом, волшебник твою душу внедрит в необходимого стране мутанта с биологической пушкой в неприличном месте и пошлет сбивать таких же красавцев. В Sacrifice почти нет привычных гуманоидов – все обитатели этой фантазии сюрреалистичны, кошмарны и прекрасны. Черноватый юмор также отлично вписывается в эту гротескную вселенную, а озвучка просто великолепна. Разработчики считают, что игру погубило отсутствие массового тестирования – небольшая команда быстро привыкла к необычности и сложности Sacrifice, забыв о простых смертных, и потому многие игру просто не поняли.

10. Seven Kingdoms

-20

Тревор Чан прежде всего известен, как создатель самой зубодробительной экономической стратегии, которую даже в университетах используют как пособие, – Capitalism. Его второе, куда менее известное детище к сложным рыночным моделям не имеет никакого отношения и в то же время предлагает игроку куда больше, чем любая другая RTS в 97-м.

В Seven Kingdoms нет ни Старков, ни Ланестеров, зато есть семь античных цивилизаций и куча необычной мифологической нечисти. У каждой цивилизации имеется один единственный, он же уникальный пехотинец, тройка осадных орудий, пара кораблей и супер-пупер-чудо-юдо. Нет ни формаций, ни хитрых тактик: сошлись, побили друг друга дубинками, конец. Но изюминка как раз-таки в том, что к грубой силе стоит прибегать только тогда, когда все прочие способы отхватить кусок территории оказались тщетны.

-21

Самый банальный способ наладить добрососедские отношение с последующим вассалитетом – развитие торговли, либо распространение влияния путем постройки крепостей с вежливыми людьми в гарнизоне. Но настоящий смак – это система шпионажа, до сих пор нигде не повторенная. Несмотря на то, что у каждого воина есть имя, внешне они совершенно одинаковы, но кто-то специализируется на добыче ресурсов, кто-то на исследованиях, а кто-то и есть подлый шпион. Шпионов лучше выбирать той национальности, против которой мы собираемся плести козни – так и его, и нанимателя будет вычислить сложнее.

Перекрасив шпиона в нужный цвет, мы засылаем его в строение противника. И дальше дело может ограничится банальным промышленным шпионажем, убийством или посевом смуты. Самое же приятное это увидеть, как шпион дослужится до генерала, который по правилам игры наследует престол в случае смерти монарха. Ну а дальше остается купить помазаннику божьему билет в один конец и радоваться своему коварству. Про шпиона только главное не забывать – подкидывать ему подачки периодически, а то он решит, что король из него выйдет получше, чем из вас. Увы, но такой отличной игре не посчастливилось выйти в одно время с Age of Empires, которая так внешне на нее похожа, но по сути совершенно другая. Продолжение вышло бок о бок с Age of Empires II. Некоторых людей история ничему не учит.

-22