Статья в рамках конкурса.
Автор — Антон Хомяков
Как-то на исходе двадцатого века американский натуралист Боб Тимминс, путешествуя по Лаосу, проголодался и зашёл на рынок. Среди многих традиционных азиатских вкусняшек он заметил на прилавке несколько звериных тушек. Еда напоминала одновременно крысу и белку. Чудной зверь имел с тёмную шерсть, пушистый хвост и массивную голову.
— Это что? — спросил заинтригованный зоолог у продавца.
— Где? — равнодушно отозвался мясник. — А, это га-ньоу. С рыбным соусом и кинзой ничё так. Будете брать?
Тимминс, не раздумывая, купил странное мясо и приготовил из него консервы в формалиновом соусе по традиционному зоологическому рецепту. Предчувствие не обмануло его – добыча определённо была новым видом животных. Крысобелка оказалась не крысой и не белкой, а чем-то дикобразоподобным. Мало того, в строении черепа и зубов было столько особенностей, что ей вообще непросто было отыскать близкую родню среди грызунов. Тогда одна бодрая старушка из Лондонского музея естественной истории предложила выделить для нашей героини отдельное семейство.
— Милочка, — возразила ей другая, не менее бодрая старушка из Питтсбургского музея им. Карнеги, — не рановато ли?
— Дорогуша, но приписать нашу Laonastes aenigmamus даже к гребнепалым - это куда серьёзнее, чем натянуть сову на глобус!
— Не спорю, милочка, но… вымершие семейства вы, конечно, тоже проверили?
— Н-нет…
— Ламарка ответ!
Итоги споров подвели только к 2005 году. Как выяснилось, прихотью Матушки Природы вся родня крысобелочки повымирала что-то около 11 миллионов лет тому назад. А «скальноживущая загадочная мышь» (так переводится имя нашей героини с высокой латыни) осталась жить и здравствовать. Видно, мало было дураков занять её экологическую нишу — спать на голом известняке карстовых ущелий и есть тамошнюю небогатую растительность целиком, от макушки до корней.
Да, лаосская скальная крыса — строгая веганка, вероятно, самая специализированная среди грызунов. Вес её ливера (внутренности) составляет около четверти от всей массы зверюги, как у какого-нибудь ленивца или коалы. Длинные вибриссы помогают ориентироваться в пещерах, хитро вывернутые лапки – лазать по крутым камням, а спокойный и кроткий нрав — располагать к себе людей. Ну, кроме лаосцев. Их они, как вы поняли, едят.
Какие же уроки из знакомства с лаосской скальной так-называемой-крысой можем извлечь мы, лысые обезьяны? Во-первых, Природе до сих пор есть, чем нас удивить. Во-вторых, людская всеядность поистине безгранична. В-третьих (это прямое следствие из предыдущих двух), если вы мечтаете открыть новый вид животных — начните свою экспедицию на дальневосточном базаре. Вкусно, недорого, познавательно.
С вами была Книга животных.
Палец вверх, подписка — поддержка труда автора.
Делитесь своими мнениями в комментарии, мы их всегда читаем.
YouTube-канал | Группа во Вконтакте | Читать о животных в Дзен