Через неделю начнётся учебный год, и я задаю своим ученикам один и тот же вопрос: "Когда бы ты хотел (хотела) заниматься?". Мы вместе обсуждаем время, стараясь найти удобное для всех нас. Вот лишь некоторые ответы подростков:
- Мне будет удобно поздним вечером, потому что до занятий я люблю гулять или играть в онлайн-игры.
- Я люблю заниматься сразу после школы, чтобы освободить вечер и побыть наедине с собой.
- Я хочу заниматься в воскресенье днём, когда хорошенько высплюсь.
- Давай заниматься рано утром перед школой?
- Мне бы хотелось часиков в 7-8 вечера, чтобы после наших уроков осталось время на школьную домашнюю работу.
Если мне позволяет рабочий график, то я соглашаюсь со всеми пожеланиями подростков. Если нет, то мы ищем максимально комфортное время. Это важно. Когда подросток выбирает время сам, то он становится активным участником образовательного процесса. Появляется ответственность: раз я выбрал эти часы самостоятельно, то сделаю всё возможное, чтобы максимально продуктивно позаниматься и подготовить к началу урока домашнюю работу. Обсуждая со школьником время, я делаю акцент на том, что занятия русским языком не единственное важное дело, что точно такими же значимыми делами являются и прогулки, и общение с друзьями, и онлайн-игры, и сон. Я всегда прошу родителей своих учеников, чтобы они не выбирали часы для занятий за детей. Самый комфортный вариант для меня - обсудить время непосредственно с подростком. И только в том случае, если родители не доверяют нам эти переговоры, предлагаю выбирать всем вместе, но школьник должен быть обязательным и полноправным участником этого процесса. В конце концов, русский язык придётся учить именно ему, а не его маме и папе, поэтому и время должно быть максимально для него подходящим.
Признавать потребности своего ученика, с уважением относиться к его распорядку дня и увлечениям - благодарное занятие, потому что в ответ я получаю уважительное отношение к своему предмету, к заданной домашней работе и нашему общему времени, которое подросток уже не игнорирует, оставаясь безучастным на уроке, а продуктивно использует, полностью погружаясь в процесс обучения. И я всегда с удовольствием делаю этот первый шаг к взаимному уважению, спрашивая ученика: "Когда тебе будет удобно/комфортно/приятно/легко/в удовольствие заниматься русским? Обдумай время не спеша, чтобы выбрать его без ущерба для остальных своих дел и себя самого".