Найти тему

Три цепных пешеходных мостика в Петербурге

Летом 2019 года был открыт после ремонта Банковский мост- один из трех сохранившихся до наших дней цепных пешеходных мостов.

В Петербурге было построено всего 6 цепных мостов – четыре пешеходных и два транспортных. Построены они в начале 19 века. Первый цепной мост (он не сохранился) был выполнен по проекту инженера Пьера-Доминика ( или на русский манер Петра Петровича) Базена , а остальные 5 мостов были построены по проектам инженера Вильгельма (Василия Карловича) фон Треттера.

В 1823 году инженер Василий Карлович фон Треттер подал докладную записку в корпус Инженеров путей сообщения о целесообразности сооружения в Петербурге висячих(цепных) мостов. Разрешение императора Александра I на строительство было получено, и в том же году были изготовлены специальные машины для испытания цепей на прочность. Одновременно был построен первый пешеходный мост в парке Екатерингоф по проекту генерал-лейтенанта корпуса Путей сообщения - Петра Петровича Базена. Это было весьма необычное и интересное сооружение. До наших дней этот мост не сохранился.

Висячий мост в Екатерингофском парке. Литография. С сайта citywalls.ru
Висячий мост в Екатерингофском парке. Литография. С сайта citywalls.ru

Первым из цепных пешеходных мостов, построенных по проекту фон Треттера был Почтамтский мост через Мойку, против Прачечного переулка.

Почтамтский мост. Фото 2019 г.
Почтамтский мост. Фото 2019 г.

В 1823 году был разработан проект моста, а уже через год мост был построен. На этом мосту видна конструкция крепления поддерживающих его цепей, напоминающая четверть колеса.

Крепления цепей на Почтамтском мосту.
Крепления цепей на Почтамтском мосту.

Длина Почтамтского моста- 39 метров, а ширина — 2,5 метра. Он самый длинный из трех сохранившихся цепных мостов.

Интересно, что петербургские жители, не дожидаясь окончания строительства моста, стали переходить Мойку по недостроенному мосту, который был еще без перил. Пришлось достраивать мост и устанавливать перила, так сказать, в процессе эксплуатации.

К 1905 году Почтамтский мост стал разрушаться, его пришлось подпереть деревянными опорами и на 80 лет мост перестал быть висячим. Цепи на нем сохранились просто как украшение. Но в 1981-1983 годах решили снова сделать мост подвесным. Для моста был изготовлен новый пролет, новые цепи, опоры были разобраны и мост снова стал висячим. Сейчас, когда идешь по мосту, чувствуешь, как он покачивается.

Почтамтский мост  и Прачечный переулок.
Почтамтский мост и Прачечный переулок.

Два других цепных пешеходных моста появились немного позже на Екатерининском канале( теперь канал Грибоедова).Проекты их были утверждены в 1825 году, почти одновременно, а уже летом 1826 года они были открыты для прохода пешеходов. Банковский мост находится недалеко от Казанского собора. Этот мост назвали Банковским, так как он ведет к зданию Ассигнационного банка, построенному в 1783-1790 годах архитектором Джакомо Кваренги. Сейчас в этом здании находится уже не банк, а Санкт-Петербургский государственный экономический университет.

Здание Ассигнационного банка.
Здание Ассигнационного банка.

Банковский мост небольшой, его длина 25,2 метра, а ширина 1,85 метра.

Банковский мост.
Банковский мост.

Третий подвесной мост- Львиный мостик находится на излучине канала Грибоедова недалеко от Театральной площади.

Львиный мостик
Львиный мостик

Длина Львиного мостика 27,3 метров, ширина — 2,9 метра. Изготовление чугунных и металлических частей мостов, а также сборку элементов на месте строительства производил завод Берда. На обоих мостах деревянный настил. Оба моста украшены скульптурами львов, в которых спрятаны крепления цепей. На Львином мосту сидят и держат цепи огромные фигуры львов, покрашенные белой краской.

Львиный мостик.
Львиный мостик.

На Банковском мосту — фантастические львы с крыльями орла, которых мы привыкли называть грифонами.

Грифон на Банковском мосту.
Грифон на Банковском мосту.

Фигуры львов на обоих мостах создавал скульптор - академик Павел Петрович Соколов. Фигуры львов сначала предполагалось чеканить из медных листов, но затем они были отлиты из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе. Из меди сделаны только крылья грифонов, которые, как и некоторые другие детали, были позолочены. Остальные чугунные, железные и деревянные части мостов были выкрашены в свинцовый цвет. Сборка мостов началась весной 1826 года, а летом 1826 года они были открыты для пешеходов.

За 193 года своего существования мосты были несколько раз отремонтированы. Последний раз реставрация фигур львов на Львином мосту была в 2018 году. Львов не увозили на реставрацию, а закрывали защитными навесами и ремонтировали на месте.

Белый лев на Львином мостике
Белый лев на Львином мостике

Банковский мост последний рез закрывали на ремонт в начале 2017 года.

Лев с золотыми крыльями-грифон на Банковском мосту.
Лев с золотыми крыльями-грифон на Банковском мосту.

Грифонов отправляли в мастерскую на реставрацию, и только недавно, летом 2019 года грифоны вернулись на свое место и Банковский мост был снова открыт. Снова можно пройти по всем трем романтическим пешеходным мостикам, которые служат нам почти 200 лет- Банковскому, Почтамтскому и Львиному.

Про судьбу транспортных висячих мостов я расскажу в одной из следующих публикаций.