Найти тему

Картина Ильи Репина, вызывающая обмороки

Коллекционер Третьяков, купившей картину, держал ее в отдельном помещении и показывал только избранным.

На картину невозможно смотреть долго, от нее отворачивались, особо впечатлительные дамы того времени теряли сознание.

Картина Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный. Сын его Иван. 16 ноября 1581 года» (это ее полное название) явилась реакцией живописца на убийство императора Александра II и последующую расправу с заговорщиками. Кровавые события потрясли Репина. Потрясение художник решил перенести на полотно в образе Ивана Грозного, и смятение чувств передал изображением жуткого момента, когда царь Иван Грозный в приступе ярости наносит смертельный удар своему сыну, осмелившемуся перечить отцу.

Картина нелегко далась Репину: по его признанию, временами ему становилось так страшно, что он прекращал работу, но она тянула его к себе, и на следующий день он продолжал писать. Законченную работу современники поняли как показ кровавого самодержавия – так же ее восприняли и власти: картину запретили выставлять и копировать.

Чем можно объяснить такую реакцию на картину?

Она потрясла реалистичностью изображения: жуткое лицо Ивана Грозного с выпученными от ужаса глазами и поднявшимися дыбом волосами контрастировало с кротким видом слабеющего сына; руки отца в крови, кровь стекает по лицу сына, позы напряжены – и ничего уже не исправить.

-2

По мнению Крамского, человек, увидевшей на картине зверя, будет бороться с проявлениями зверя внутри себя – в этом нравственный подтекст картины.

Но «зверя» не всегда удается победить: картину дважды пытались уничтожить, нанеся ей серьезные повреждения. Ее отреставрировали, и мы можем увидеть картину в Третьяковской галерее, ужасаясь увиденному и восхищаясь мастерством Ильи Репина.

Специально для Бюро переводов СВАН