Найти тему

Сколько должен изучить за год ребёнок на семейном образовании?

Оглавление

Школьникам хорошо: за них всё продумали сотни профессионалов. Сколько на классное занятие, сколько на дом, сколько на неделю, на год, на освоение всего ФГОС по каждому предмету в каждом классе. Может показаться, что такое жесткое планирование - ключ и неизбежность. Как же ещё успеть все, если в сутках только 24 часа, предметов 17, а учебных недель чуть больше тридцати? Однако, жесткое планирование не всегда помогает обучению. В статье разберем опасности жесткого планирования, а также принципы эффективного планирования для семейного образования.

Мы отстали от программы?

Жесткое планирование - это когда вы составляете графики и во что бы то ни стало следуете им. Проявления жесткости могут быть разные: 40 страниц чтения в день, 44 книги за год, 2 параграфа в неделю, 30 примеров по математике на каждую тему, пишем, пока не посинеем и т.д. Ещё моё любимое, как принято в школе, - запланировать в сентябре, что вы будете проходить 24 апреля! Такой подход может сильно навредить и образованию, и вашим отношениям с детьми.

Например, ваш ребенок может опережать программу по географии или истории, благодаря тому, что вы много читали и ходили в музеи, да и вообще поддерживали и удовлетворяли интерес ребенка к истории в начальной школе. История 5 и 6 класса будет для него понятной и не потребует времени на подготовку к экзаменам. Требование с вашей стороны все повторить, может привести к отрицательному отношению ребенка к истории. Никто не любит повторения.

Если ребенок опережает школьные стандарты не стоит его тормозить, ваша задача - обеспечить ему условия для роста.

С другой стороны, если ребенку требуется больше времени на освоение, например, математики или письма, вы можете (и должны!) дать ему столько времени, сколько потребуется на освоение. Красота семейного образования - это следование за темпом ребенка, возможность не протаскивать его через прокрустово ложе программы, чтобы “как все”.

Счастливый ребенок

Мой средний сын очень долго читал еле-еле, только отдельные слова и фразы. Никак не мог перейти к тексту: забывал, о чем прочитал в предыдущем предложении. По стандарту к концу первого класса дети должны (кому должны - не понятно) освоиться с чтением, и наставник, уверенный, что можно и зайца научить курить, научит. Ох, сколько же методик, техник, стимуляторов придумано. Однако, ни одна из этих методик не гарантирует любовь к чтению и понимание серьезных текстов в дальнейшем. Хотя, по моим представлениям, именно это является целью обучения чтению, а не механический навык озвучивать буквенные знаки (с этим уже компьютер справляется).

Я рада, что к тому времени, как мы стали “отставать от программы”, уже успела познакомиться с книгами по детской психологии, особое место среди которых занимает книга “Счастливый ребенок” Андрея Курпатова (тот самый доктор Курпатов, кто помнит его телепередачи в 90-е).

-2

Специалисты по развитию мозга однозначно сходятся во мнениях, что, если ребёнок чего-то не понимает, значит его мозг пока не готов к этому. Надо ждать и помогать в формировании нейронных связей. Как это делать, а чего делать категорически нельзя, можно посмотреть в этом видео доктора Курпатова:

И не менее важно послушать вот эту запись о построении взаимоотношений с ребенком

Так вот, первое, что мы сделали с супругом, опираясь на последние достижения науки, - это решили не волноваться. Наш сын научится читать. Пусть сделает это сам, без насилия и давления с нашей стороны, когда будет готов. Мы позволили нашему ребенку не спешить, мы просто ждали, когда его мозг сформирует необходимые связи. И вот к КОНЦУ второго класса (по школьным меркам), когда ему уже стукнуло 9 лет (!), он зачитал по полной. Причем сразу от “мойдодыров” перешел к крупной форме: “Дети капитана Гранта”, книги о Гарри Поттере, Хроники Нарнии. Он любит читать и читает много, читает прекрасные книги и обожает их обсуждать. Он за лето прочитал все произведения школьной программы 1,2 и 3 классов. Догнал и перегнал.

Планируем в темпе ребёнка

Даже небольшое знакомство с детской психологией и научными данными об исследованиях мозга позволят вам проявлять благоразумие при планировании на семейном образовании и успевать больше, даже когда вы делаете меньше и, вроде бы, “отстаете” от школьной программы.

Но я не оставлю вас наедине с учеными. Они говорят много и интересно, но что же делать дальше? Год-то учебный на носу! Вот некоторые советы по планированию года на семейном образовании, которые помогают нам и позволяют идти в темпе ребёнка...

ШАГ 1: Разделите предметы на группы

Все изучаемые предметы мы делим на НАВЫКИ, ИНФОРМАТОРЫ и ИСТОРИЮ. Теперь подробнее.

Предметы-НАВЫКИ

Это группа предметов, направленных на развитие навыков и умений:

Словесность (чтение, письмо, литература, риторика, поэзия и т.д.)
Математика (арифметика, алгебра, геометрия, логика, программирование)
Иностранные языки
Труд, рукоделие, спорт, музыка, изобразительное искусство
-3

Фотограф: Clem Onojeghuo

Все они требуют регулярного упражнения, движения от простого к сложному, уверенного освоения каждой ступени до перехода к следующему уровню.

Основной подход к планированию по этим предметам - регулярность и уверенное освоение. Принцип “лучше меньше да лучше”. То есть нельзя торопить ребенка. Если он ошибается, не справляется, то стоит притормозить или даже вернуться на несколько тем назад, что-то повторить, еще раз отработать.

Многое здесь зависит от мозга, от его готовности переходить к следующему уровню.

От родителя требуется внимание к ребенку, учет его особенностей и темпа развития, его ведущий канал восприятия (глазами, ушами, руками). Иногда надо просто сделать перерыв на недельку, чтобы мозг ребенка успел адаптироваться, “додумать”.

Это тоже известный научный факт: мозг или потребляет информацию или ее усваивает. То есть что бы вы не изучали надо регулярно включать “режим тишины”. Мозг при этом будет продолжать обработку и развиваться, даже больше. Теперь отправлю вас не лекции профессора Черниговской. Начните, например, с этой: Мозг вам не помойка

Предметы — ИНФОРМАТОРЫ

Предметы, которые наполненные фактами, которые надо запомнить. Это естественные и общественные науки.

Не шумите, я в курсе, что по физике и химии решают задачи. Но! Вы не решите задачи, пока не накопите достаточное количество фактов из соответствующей области знаний. Собственно, решение задач (настоящее) начинается в физике и в химии только в 9 классе. Но к этому времени ребенок уже наращивает математические навыки до уровня свободно применения в других предметных областях. Не будем забывать и про общественные науки, которые сегодня требуют уверенного владения статистическим аппаратом и матанализом. Но до 9 класса, информационный характер носят:

Естественные науки (окружающий мир, физика, химия, астрономия, биология, география)
Общественные науки (обществознание, ОБЖ, правоведение, экономика)

Примечание. Историю и географию я не забыла, просто они у нас в отдельный блок вынесены. См. ниже. Но, вообще, конечно, они могут быть здесь.

Фотограф: freestocks.org
Фотограф: freestocks.org

Подход тут такой: чем больше читаешь, тем лучше. Все не запомнишь, да еще и забудешь половину за лето. Но все это очень важно запомнить и для ОГЭ/ЕГЭ, и для текущей аттестации, и, вообще, для жизни и общения с образованными людьми. Полезно знать, что Земля круглая (хотя Шерлок Холмс у Конан Дойля про это забыл, но при этом прекрасно себя чувствовал). Но не все так просто с наукой. Я опять про любовь...

Школьная программа построена на повторении из класса в класс с некоторым углублением для более старших детей. Например, в пятом классе по биологии детям рассказывается, что есть Царства растений, животных и грибов. Почему-то считается, что только к 9 классу можно наконец сообщить, что есть еще Царства Архей, Хромистов, Простейших, да к тому же еще и Вирусы. Вообще, школьная программа по биологии умещается на 100 страниц. Конечно там язык другой, но человек в 9-м классе может за пару недель разобрать полный курс школьной биологии даже, если до этого не занимался этой наукой совсем.

Я не призываю не изучать биологию. Изучайте все, но благоразумно. Предметы-информаторы надо повторять, чтобы сдать экзамены. А чтобы дети полюбили науку, то надо проводить исследования и ставить опыты. Так что подумайте, какую задачу вы решаете. Сдать экзамен? Тогда зубрите учебник. Хотите, чтобы стал ученым, исследователем, любил загадки и открытия, владел бы научным методом познания? Тогда учебник вам не поможет. Надо спрятать учебники и делать открытия самостоятельно. Магнетизм, фотосинтез, оптика, наблюдение за поведением животных, за развитием растений. Задавайте вопросы, показывайте чудеса мироздания, думайте вместе, а не сообщайте сразу готовые ответы. Это скучно. Учебники скучные! Люди, а дети особенно, любят загадки. Тут уж не попланируешь. Над иной загадкой можно годами биться, но в этом-то и вся красота, и настоящее образование, и воспитание исследователя.

Фотограф: Egor Kamelev
Фотограф: Egor Kamelev

ИСТОРИЯ

Блок объединяет Историю, Географию и Священное Писание) появился в нашем семейном образовании в прошлом году.

Я стала изучать подход Шарлотты Мейсон и нашла там массу интересного. Мы дома придерживаемся классического подхода, в основе которого лежит акцент на инструментах обучения, а не на содержании предметов. У леди Мейсон обнаружился целый багаж простых и удивительных приемов. Мы с большим успехом внедрили книгу веков, изучение музыки и поэзии, одновременное изучение нескольких иностранных языков по методу Франсуа Гуэна (F. Gouin)... У нее же я и наткнулась на особый подход к изучению истории, географии и Библии, как к единого предметного блока.

Интересно, что время и пространство не существуют отдельно. Поинтересуйтесь темой у философов и физиков. Это факт. Историческое знание существует не только во времени (в определенный момент в прошлом что-то произошло), но и в пространстве (в определенной точке на карте). Причем пространство может определять событие. Например, исход сражения, границы между государствами, время происшествия (например, ждать зимы для перехода через реку или чтобы французы замерзли в России в 1812 г.).

История становится понятнее и живее, если привязывается к карте. Важно знать и физическую карту, и политическую, и экономическую. Все, что дает нам география, помогает при изучении истории, а изучение истории помогает представить и запомнить географические факты.

Фотограф: Samir Belhamra @Grafixart_photo
Фотограф: Samir Belhamra @Grafixart_photo

Важно понять, что история и Священное Писание межпредметны.

Есть история науки, история языков, история Церкви, история Земли, истории разных народов и цивилизаций, история континентов, история литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры…

Соединяем материальное и нематериальное…

Пространство и время - категории материального мира. Но христианское мировоззрение основывается на первичности духовной (нематериальной) составляющей. Воспитывая ребенка в вере, мы стремимся также показать ему, что на все есть воля Божия. Исходы войн, появление гениев, гибель цивилизаций, глухота Бетховена, смерти мучеников, открытие пенициллина… Это произошло не только когда-то и где-то, но и ПОЧЕМУ-ТО! Именно в Священном Писании мы пытаемся найти ответы на самые сложные вопросы прошлого, настоящего и будущего.

Таким образом, этот блок предметов обеспечивает формирование целостной картины мира у ребенка, связывая все, что он изучает, с чем столкнулся, что услышал в новостях, в единое полотно времени (история), пространства (география) и вневременного внепространственного духовного мира (Священное Писание).

Всё произошло не только когда-то (История) и где-то (География), но и ПОЧЕМУ-ТО! Именно в Священном Писании мы пытаемся найти ответы на самые сложные вопросы прошлого, настоящего и будущего.

В чем же особенность изучения этих предметов, кроме их глубокой внутренней связи?

Главное — это сформировать личную связь предметов с ребенком.

Древний мир также далек, как и Южный полюс. Так далеко, что трудно поверить в их существование, в их реальность, тем более как-то сформировать личную связь и отношение. “Это все меня не касается! Это далеко, и давно, и неправда!”. Поэтому основная задача на начальном этапе - сформировать личную связь ребенка с миром в его настоящем и в прошлом.

Фотограф: Pixabay
Фотограф: Pixabay

Необходим живой контекст, окружающий ребенка и постоянно напоминающий ему про размеры мира и опыт человечества. Контекст складывается в трех направлениях: связь с ребенком и семьей, связь с людьми, с актуальными событиями и новостями.

Связь с ребенком и семьей - это история вашей семьи, города, Храма. Даты рождения членов семьи, памятные даты и места. Дальше изучаем родной край и ближайшие места, посещаем их “ногами”, “велосипедами”, “поездами” и “самолетами”. Что было тут раньше? Какое здание самое старое в нашем городе?

Читая Библию, смотрим на карту: где это происходило? Высчитываем, когда это происходило или могло происходить. Что еще было в это время? Какие цивилизации и где находились? Что там теперь? Может война? А может туда можно съездить на каникулах? Это уже связь с актуальными событиями. Сюда же отнесем, услышанные новости. Где это происходят выборы? Заглянем в карту и отметим это место. Съездили в отпуск? Подпишем море и город на контурной карте.

Фотограф: Catarina Sousa
Фотограф: Catarina Sousa

Связь с людьми помогает представить историческое событие или место. Гораздо больше о северных народах и жизни за полярным кругом скажут унты или солонина. А деревянные игрушки и Псалтырь - о детстве Сергия Радонежского.

Очень помогает литература. Яркое описание людей и их жизни великими мастерами слова запоминается очень легко. Ваша задача предложить ребенку отметить на карте, где жил полюбившийся герой, проследить маршрут его путешествия, а также попытаться определить время происходящих событий (если оно прямо не указано в книге), например, по имени реального правителя или событию, упоминающихся в литературном произведении.

Как тут планировать? Тут главное фиксировать и сохранять то, что уже изучено. поддерживать в памяти и накапливать. Не бойтесь что-то пропустить. Прыгайте по материкам, столетиям, народам. Читайте о том, что интересно. Объем информации по истории, географии и, тем более, по библеистике невозможно изучить. Точка. Но вы можете сформировать твердый стержень и систему координат, которые позволят в течение всей жизни наращивать знания о мире.

Чтобы реализовать многомерность и копить знания о мире можно использовать специальные инструменты: рисование собственных карт и книгу веков.

-9

Книга веков

Книга веков - это альбом, каждый разворот которого посвящается одному веку. Такая ось времени в виде книги-блокнота. По мере знакомства ребенка с событиями, писателями, художниками, полководцами, учеными и их открытиями, со святыми Церкви, он будет делать записи на соответствующем развороте книги веков. Таким образом, на одной странице окажутся музыканты, войны, подвиги, открытия, изобретения, языки, великие книги, эпохи в искусстве, технологии и сам ребенок! Вся ваша семья должна быть в книге веков ребенка - это его личная связь со всеми людьми и событиями истории, его место в мире.

Рисование собственных карт помогает эту карту запомнить, а также усилить восприятие исторической информации. Рисование, конечно, не стоит делать по памяти сразу. Карта сама запомнится при регулярном рисовании по атласу. И здесь также могут встретиться очень необычные сочетания событий. Можно сделать альбом собственных исторических карт, выделяя также каждому веку отдельную контурную карту. Подробнее о книге веков здесь

-10

Такую книгу легко сделать самостоятельно, а можно и купить готовый альбом «Сокровища веков» здесь

-11

Итак,

на ШАГе 1 годового планирования все предметы, которые хотелось бы изучить (за год — не за год, но просто надо бы изучить в ближайшее время) делим на три блока (или на два, если угодно, историю и географию можно отправить во второй блок) и действовать по описанным принципам:

- блок навыков планируем очень примерно и готовимся держаться темпа ребенка (замедляемся или успеваем купить новые учебники для стремительных учеников);

- блок информаторов планируем по скорости чтения ребенка (это наш единственный ограничитель до 8 класса включительно)

- блок история не планируем, а формируем привычку вести записи в книге веков и рисовать карты от руки.

ШАГ 2. Действуйте постепенно и последовательно

Не наваливайте на ребенка все и сразу. Сначала, конечно, чтение, потом математика, затем подключите письмо. Постепенно увеличивайте время занятий. С 5 минут в самом начале до 20-30 минут на предмет к 10 годам. 20 минут - это очень много, если вы научили ребенка концентрироваться над одной задачей.

Как этому научить? Во-первых, начинайте с 5 минут, а то и с 2! для самых подвижных. Я серьезно. Заведите будильник и прерывайте занятие, как только он прозвонит! Даже если ребенок против. Если он высидел и не устал, то завтра прибавьте минуту. Запомните, что вы учите концентрации и усидчивости - это тот навык, который будет всю дальнейшую жизнь вашему ребенку экономить время.

Фотограф: Pixabay
Фотограф: Pixabay

Далее. Для начинающих учеников решайте одну задачу за подход. Если ребенок еще плохо читает, не мучайте его на математике чтением! Читайте ему задания и задачи сами. Пишет с трудом - записывайте ответы сами. Не надо гоняться за всеми зайцами сразу - ни одного не поймаете. Если математика, то концентрируйтесь именно на развитии устного счета и логики. Прописями и чтением занимайтесь отдельно от математики и друг от друга.

Русский язык - аналогично. Разделите письмо и изучение правил. Разберите правила в учебнике устно, сделайте упражнения без переписывания (устно или карандашом прямо в учебнике). Когда ребенок освоится с прописями, то лучше переходить сразу к сочинительству и развитию речи. Протащив ребенка через скучные упражнения вы скорее разовьете в нем ненависть к письму и страх ошибки, а не творческие речевые способности.

К 10 годам все дети, кроме особых случаев, связанных с какими-то заболеваниями, уже свободно читают и пишут даже самые медлительные. На первый план выходит последовательность. Постепенно вводите новые навыки, предметы и книги. Суть последовательности - все новое должно опираться на предыдущий опыт, навыки и уже известную информацию.

Таким образом, планируйте не параграфы, а навыки, которые вы хотели бы привить ребенку за этот год. Планируйте не число страниц к прочтению, а время занятий по каждому предмету.

Планируйте
не параграфы, а навыки
не число страниц к прочтению, а время занятий

Занырнём поглубже

Теперь мы можем обсудить, как планировать глубину и объем изучаемых материалов.

Объем и глубина - это набор тем, которые охватываются выбранными вами учебниками и книгами. Определить объем проще всего по оглавлению учебника. Также немаловажно понять, какие навыки должны быть сформированы курсом или учебной программой по предмету. Эта информация есть во ФГОСах и в УМК (учебно-методических комплексах) и рабочих программах. Документов превеликое множество для всех серий учебников на учительских сайтах и сайтах издательств. Например, посмотрите Просвещение http://school-russia.prosv.ru/

Обычного оглавления книги или учебника вам будет достаточно, чтобы оптимизировать год. Я делаю копии оглавлений или сводную таблицу тем для каждого ребенка по всем предметам, чтобы все годовые темы были в одном месте, и отмечаю каждую неделю, что нам удалось изучить.

Иметь одну папку со списком всех тем особенно важно, если вы занимаетесь по нескольким программам, например, в Классических беседах и сдаете ежегодную аттестацию в школе. Тогда вы можете комбинировать изучаемые темы.

Фотограф: Pixabay
Фотограф: Pixabay

ШАГ 3. ФГОС как ориентир

В русскоязычном образовательном пространстве не существует альтернативы ФГОС, как описания результатов обучения в школе. Сам по себе он так ничего, как документ. Там много правильных слов и светлых целей. Во всяком случае его надо иметь и перечитывать перед составлением плана на год, так как это не только единственный формализованный ориентир, но и требование закона, направленное к нам родителям-семейникам. Именно этому, с точки зрения законодателя, мы должны научить детей, чтобы реализовать право детей на образование, гарантированное Конституцией России. У вас будет? по крайней мере, подробное описание как содержания (тем), так и навыков по каждому предмету на каждом уровне обучения (классе).

Официальный сайт ФГОСов: https://fgos.ru/

Но, как я вынесла в название шага, ФГОС - это ориентир. Учебник может оказаться очень легким для вашего ребенка или трудным, вы пройдете 2 класса за один год или только половину.

Не волнуйтесь, у вас есть время. Вы все успеете.

Снижайте темп, если тяжело идет. Переключитесь на другие предметы, если где-то ступор и вы не знаете, что делать. Если очень легко, пролистайте дальше или переходите к следующему уровню. Можно также расширить знания через энциклопедии или дополнительные курсы вне дома.

ИТОГО:

1/Если все объединить, то получим такие шаги планирования “по ребёнку”:

2/Сосредоточьтесь на навыке чтения. Убедитесь, что есть не только техника, но и понимание, и любовь. Поработайте над этим, если есть проблемы. Была у меня статейка про чтение подростков: здесь.

3/Определите требования ФГОС по каждому предмету

4/Определите текущий уровень знаний ребенка (может он опережает класс или отстает) по каждому предмету.

5/Выбирайте учебники не по возрасту, а по уровню знаний ребенка.

6/Разделяйте освоение навыков и запоминание фактов.

7/Собирайте все предметы через поиск взаимосвязей, книгу веков и вероучение.

8/ скопируйте оглавления изучаемых книг и еженедельно отмечайте, какие темы успел изучить ребенок.

Разрешите ребенку учиться в его темпе. Не подгоняйте, но и не давайте расслабиться. Пусть этот год на семейном образовании будет прекрасным для вас и ваших детей!

Вы точно справитесь!

Приятной учебы!

Блинова Наталья #мамансо

@маманасо

Подписывайтесь на канал ЯндексДзен, чтобы видеть публикации Мама на СО в ленте Яндекса.