Школьникам хорошо: за них всё продумали сотни профессионалов. Сколько на классное занятие, сколько на дом, сколько на неделю, на год, на освоение всего ФГОС по каждому предмету в каждом классе. Может показаться, что такое жесткое планирование - ключ и неизбежность. Как же ещё успеть все, если в сутках только 24 часа, предметов 17, а учебных недель чуть больше тридцати? Однако, жесткое планирование не всегда помогает обучению. В статье разберем опасности жесткого планирования, а также принципы эффективного планирования для семейного образования.
Мы отстали от программы?
Жесткое планирование - это когда вы составляете графики и во что бы то ни стало следуете им. Проявления жесткости могут быть разные: 40 страниц чтения в день, 44 книги за год, 2 параграфа в неделю, 30 примеров по математике на каждую тему, пишем, пока не посинеем и т.д. Ещё моё любимое, как принято в школе, - запланировать в сентябре, что вы будете проходить 24 апреля! Такой подход может сильно навредить и образованию, и вашим отношениям с детьми.
Например, ваш ребенок может опережать программу по географии или истории, благодаря тому, что вы много читали и ходили в музеи, да и вообще поддерживали и удовлетворяли интерес ребенка к истории в начальной школе. История 5 и 6 класса будет для него понятной и не потребует времени на подготовку к экзаменам. Требование с вашей стороны все повторить, может привести к отрицательному отношению ребенка к истории. Никто не любит повторения.
Если ребенок опережает школьные стандарты не стоит его тормозить, ваша задача - обеспечить ему условия для роста.
С другой стороны, если ребенку требуется больше времени на освоение, например, математики или письма, вы можете (и должны!) дать ему столько времени, сколько потребуется на освоение. Красота семейного образования - это следование за темпом ребенка, возможность не протаскивать его через прокрустово ложе программы, чтобы “как все”.
Счастливый ребенок
Мой средний сын очень долго читал еле-еле, только отдельные слова и фразы. Никак не мог перейти к тексту: забывал, о чем прочитал в предыдущем предложении. По стандарту к концу первого класса дети должны (кому должны - не понятно) освоиться с чтением, и наставник, уверенный, что можно и зайца научить курить, научит. Ох, сколько же методик, техник, стимуляторов придумано. Однако, ни одна из этих методик не гарантирует любовь к чтению и понимание серьезных текстов в дальнейшем. Хотя, по моим представлениям, именно это является целью обучения чтению, а не механический навык озвучивать буквенные знаки (с этим уже компьютер справляется).
Я рада, что к тому времени, как мы стали “отставать от программы”, уже успела познакомиться с книгами по детской психологии, особое место среди которых занимает книга “Счастливый ребенок” Андрея Курпатова (тот самый доктор Курпатов, кто помнит его телепередачи в 90-е).
Специалисты по развитию мозга однозначно сходятся во мнениях, что, если ребёнок чего-то не понимает, значит его мозг пока не готов к этому. Надо ждать и помогать в формировании нейронных связей. Как это делать, а чего делать категорически нельзя, можно посмотреть в этом видео доктора Курпатова:
И не менее важно послушать вот эту запись о построении взаимоотношений с ребенком
Так вот, первое, что мы сделали с супругом, опираясь на последние достижения науки, - это решили не волноваться. Наш сын научится читать. Пусть сделает это сам, без насилия и давления с нашей стороны, когда будет готов. Мы позволили нашему ребенку не спешить, мы просто ждали, когда его мозг сформирует необходимые связи. И вот к КОНЦУ второго класса (по школьным меркам), когда ему уже стукнуло 9 лет (!), он зачитал по полной. Причем сразу от “мойдодыров” перешел к крупной форме: “Дети капитана Гранта”, книги о Гарри Поттере, Хроники Нарнии. Он любит читать и читает много, читает прекрасные книги и обожает их обсуждать. Он за лето прочитал все произведения школьной программы 1,2 и 3 классов. Догнал и перегнал.
Планируем в темпе ребёнка
Даже небольшое знакомство с детской психологией и научными данными об исследованиях мозга позволят вам проявлять благоразумие при планировании на семейном образовании и успевать больше, даже когда вы делаете меньше и, вроде бы, “отстаете” от школьной программы.
Но я не оставлю вас наедине с учеными. Они говорят много и интересно, но что же делать дальше? Год-то учебный на носу! Вот некоторые советы по планированию года на семейном образовании, которые помогают нам и позволяют идти в темпе ребёнка...
ШАГ 1: Разделите предметы на группы
Все изучаемые предметы мы делим на НАВЫКИ, ИНФОРМАТОРЫ и ИСТОРИЮ. Теперь подробнее.
Предметы-НАВЫКИ
Это группа предметов, направленных на развитие навыков и умений:
Словесность (чтение, письмо, литература, риторика, поэзия и т.д.)
Математика (арифметика, алгебра, геометрия, логика, программирование)
Иностранные языки
Труд, рукоделие, спорт, музыка, изобразительное искусство
Фотограф: Clem Onojeghuo
Все они требуют регулярного упражнения, движения от простого к сложному, уверенного освоения каждой ступени до перехода к следующему уровню.
Основной подход к планированию по этим предметам - регулярность и уверенное освоение. Принцип “лучше меньше да лучше”. То есть нельзя торопить ребенка. Если он ошибается, не справляется, то стоит притормозить или даже вернуться на несколько тем назад, что-то повторить, еще раз отработать.
Многое здесь зависит от мозга, от его готовности переходить к следующему уровню.
От родителя требуется внимание к ребенку, учет его особенностей и темпа развития, его ведущий канал восприятия (глазами, ушами, руками). Иногда надо просто сделать перерыв на недельку, чтобы мозг ребенка успел адаптироваться, “додумать”.
Это тоже известный научный факт: мозг или потребляет информацию или ее усваивает. То есть что бы вы не изучали надо регулярно включать “режим тишины”. Мозг при этом будет продолжать обработку и развиваться, даже больше. Теперь отправлю вас не лекции профессора Черниговской. Начните, например, с этой: Мозг вам не помойка
Предметы — ИНФОРМАТОРЫ
Предметы, которые наполненные фактами, которые надо запомнить. Это естественные и общественные науки.
Не шумите, я в курсе, что по физике и химии решают задачи. Но! Вы не решите задачи, пока не накопите достаточное количество фактов из соответствующей области знаний. Собственно, решение задач (настоящее) начинается в физике и в химии только в 9 классе. Но к этому времени ребенок уже наращивает математические навыки до уровня свободно применения в других предметных областях. Не будем забывать и про общественные науки, которые сегодня требуют уверенного владения статистическим аппаратом и матанализом. Но до 9 класса, информационный характер носят:
Естественные науки (окружающий мир, физика, химия, астрономия, биология, география)
Общественные науки (обществознание, ОБЖ, правоведение, экономика)
Примечание. Историю и географию я не забыла, просто они у нас в отдельный блок вынесены. См. ниже. Но, вообще, конечно, они могут быть здесь.
Подход тут такой: чем больше читаешь, тем лучше. Все не запомнишь, да еще и забудешь половину за лето. Но все это очень важно запомнить и для ОГЭ/ЕГЭ, и для текущей аттестации, и, вообще, для жизни и общения с образованными людьми. Полезно знать, что Земля круглая (хотя Шерлок Холмс у Конан Дойля про это забыл, но при этом прекрасно себя чувствовал). Но не все так просто с наукой. Я опять про любовь...
Школьная программа построена на повторении из класса в класс с некоторым углублением для более старших детей. Например, в пятом классе по биологии детям рассказывается, что есть Царства растений, животных и грибов. Почему-то считается, что только к 9 классу можно наконец сообщить, что есть еще Царства Архей, Хромистов, Простейших, да к тому же еще и Вирусы. Вообще, школьная программа по биологии умещается на 100 страниц. Конечно там язык другой, но человек в 9-м классе может за пару недель разобрать полный курс школьной биологии даже, если до этого не занимался этой наукой совсем.
Я не призываю не изучать биологию. Изучайте все, но благоразумно. Предметы-информаторы надо повторять, чтобы сдать экзамены. А чтобы дети полюбили науку, то надо проводить исследования и ставить опыты. Так что подумайте, какую задачу вы решаете. Сдать экзамен? Тогда зубрите учебник. Хотите, чтобы стал ученым, исследователем, любил загадки и открытия, владел бы научным методом познания? Тогда учебник вам не поможет. Надо спрятать учебники и делать открытия самостоятельно. Магнетизм, фотосинтез, оптика, наблюдение за поведением животных, за развитием растений. Задавайте вопросы, показывайте чудеса мироздания, думайте вместе, а не сообщайте сразу готовые ответы. Это скучно. Учебники скучные! Люди, а дети особенно, любят загадки. Тут уж не попланируешь. Над иной загадкой можно годами биться, но в этом-то и вся красота, и настоящее образование, и воспитание исследователя.
ИСТОРИЯ
Блок объединяет Историю, Географию и Священное Писание) появился в нашем семейном образовании в прошлом году.
Я стала изучать подход Шарлотты Мейсон и нашла там массу интересного. Мы дома придерживаемся классического подхода, в основе которого лежит акцент на инструментах обучения, а не на содержании предметов. У леди Мейсон обнаружился целый багаж простых и удивительных приемов. Мы с большим успехом внедрили книгу веков, изучение музыки и поэзии, одновременное изучение нескольких иностранных языков по методу Франсуа Гуэна (F. Gouin)... У нее же я и наткнулась на особый подход к изучению истории, географии и Библии, как к единого предметного блока.
Интересно, что время и пространство не существуют отдельно. Поинтересуйтесь темой у философов и физиков. Это факт. Историческое знание существует не только во времени (в определенный момент в прошлом что-то произошло), но и в пространстве (в определенной точке на карте). Причем пространство может определять событие. Например, исход сражения, границы между государствами, время происшествия (например, ждать зимы для перехода через реку или чтобы французы замерзли в России в 1812 г.).
История становится понятнее и живее, если привязывается к карте. Важно знать и физическую карту, и политическую, и экономическую. Все, что дает нам география, помогает при изучении истории, а изучение истории помогает представить и запомнить географические факты.
Важно понять, что история и Священное Писание межпредметны.
Есть история науки, история языков, история Церкви, история Земли, истории разных народов и цивилизаций, история континентов, история литературы, музыки, изобразительного искусства, архитектуры…
Соединяем материальное и нематериальное…
Пространство и время - категории материального мира. Но христианское мировоззрение основывается на первичности духовной (нематериальной) составляющей. Воспитывая ребенка в вере, мы стремимся также показать ему, что на все есть воля Божия. Исходы войн, появление гениев, гибель цивилизаций, глухота Бетховена, смерти мучеников, открытие пенициллина… Это произошло не только когда-то и где-то, но и ПОЧЕМУ-ТО! Именно в Священном Писании мы пытаемся найти ответы на самые сложные вопросы прошлого, настоящего и будущего.
Таким образом, этот блок предметов обеспечивает формирование целостной картины мира у ребенка, связывая все, что он изучает, с чем столкнулся, что услышал в новостях, в единое полотно времени (история), пространства (география) и вневременного внепространственного духовного мира (Священное Писание).
Всё произошло не только когда-то (История) и где-то (География), но и ПОЧЕМУ-ТО! Именно в Священном Писании мы пытаемся найти ответы на самые сложные вопросы прошлого, настоящего и будущего.
В чем же особенность изучения этих предметов, кроме их глубокой внутренней связи?
Главное — это сформировать личную связь предметов с ребенком.
Древний мир также далек, как и Южный полюс. Так далеко, что трудно поверить в их существование, в их реальность, тем более как-то сформировать личную связь и отношение. “Это все меня не касается! Это далеко, и давно, и неправда!”. Поэтому основная задача на начальном этапе - сформировать личную связь ребенка с миром в его настоящем и в прошлом.
Необходим живой контекст, окружающий ребенка и постоянно напоминающий ему про размеры мира и опыт человечества. Контекст складывается в трех направлениях: связь с ребенком и семьей, связь с людьми, с актуальными событиями и новостями.
Связь с ребенком и семьей - это история вашей семьи, города, Храма. Даты рождения членов семьи, памятные даты и места. Дальше изучаем родной край и ближайшие места, посещаем их “ногами”, “велосипедами”, “поездами” и “самолетами”. Что было тут раньше? Какое здание самое старое в нашем городе?
Читая Библию, смотрим на карту: где это происходило? Высчитываем, когда это происходило или могло происходить. Что еще было в это время? Какие цивилизации и где находились? Что там теперь? Может война? А может туда можно съездить на каникулах? Это уже связь с актуальными событиями. Сюда же отнесем, услышанные новости. Где это происходят выборы? Заглянем в карту и отметим это место. Съездили в отпуск? Подпишем море и город на контурной карте.
Связь с людьми помогает представить историческое событие или место. Гораздо больше о северных народах и жизни за полярным кругом скажут унты или солонина. А деревянные игрушки и Псалтырь - о детстве Сергия Радонежского.
Очень помогает литература. Яркое описание людей и их жизни великими мастерами слова запоминается очень легко. Ваша задача предложить ребенку отметить на карте, где жил полюбившийся герой, проследить маршрут его путешествия, а также попытаться определить время происходящих событий (если оно прямо не указано в книге), например, по имени реального правителя или событию, упоминающихся в литературном произведении.
Как тут планировать? Тут главное фиксировать и сохранять то, что уже изучено. поддерживать в памяти и накапливать. Не бойтесь что-то пропустить. Прыгайте по материкам, столетиям, народам. Читайте о том, что интересно. Объем информации по истории, географии и, тем более, по библеистике невозможно изучить. Точка. Но вы можете сформировать твердый стержень и систему координат, которые позволят в течение всей жизни наращивать знания о мире.
Чтобы реализовать многомерность и копить знания о мире можно использовать специальные инструменты: рисование собственных карт и книгу веков.
Книга веков
Книга веков - это альбом, каждый разворот которого посвящается одному веку. Такая ось времени в виде книги-блокнота. По мере знакомства ребенка с событиями, писателями, художниками, полководцами, учеными и их открытиями, со святыми Церкви, он будет делать записи на соответствующем развороте книги веков. Таким образом, на одной странице окажутся музыканты, войны, подвиги, открытия, изобретения, языки, великие книги, эпохи в искусстве, технологии и сам ребенок! Вся ваша семья должна быть в книге веков ребенка - это его личная связь со всеми людьми и событиями истории, его место в мире.
Рисование собственных карт помогает эту карту запомнить, а также усилить восприятие исторической информации. Рисование, конечно, не стоит делать по памяти сразу. Карта сама запомнится при регулярном рисовании по атласу. И здесь также могут встретиться очень необычные сочетания событий. Можно сделать альбом собственных исторических карт, выделяя также каждому веку отдельную контурную карту. Подробнее о книге веков здесь
Такую книгу легко сделать самостоятельно, а можно и купить готовый альбом «Сокровища веков» здесь
Итак,
на ШАГе 1 годового планирования все предметы, которые хотелось бы изучить (за год — не за год, но просто надо бы изучить в ближайшее время) делим на три блока (или на два, если угодно, историю и географию можно отправить во второй блок) и действовать по описанным принципам:
- блок навыков планируем очень примерно и готовимся держаться темпа ребенка (замедляемся или успеваем купить новые учебники для стремительных учеников);
- блок информаторов планируем по скорости чтения ребенка (это наш единственный ограничитель до 8 класса включительно)
- блок история не планируем, а формируем привычку вести записи в книге веков и рисовать карты от руки.
ШАГ 2. Действуйте постепенно и последовательно
Не наваливайте на ребенка все и сразу. Сначала, конечно, чтение, потом математика, затем подключите письмо. Постепенно увеличивайте время занятий. С 5 минут в самом начале до 20-30 минут на предмет к 10 годам. 20 минут - это очень много, если вы научили ребенка концентрироваться над одной задачей.
Как этому научить? Во-первых, начинайте с 5 минут, а то и с 2! для самых подвижных. Я серьезно. Заведите будильник и прерывайте занятие, как только он прозвонит! Даже если ребенок против. Если он высидел и не устал, то завтра прибавьте минуту. Запомните, что вы учите концентрации и усидчивости - это тот навык, который будет всю дальнейшую жизнь вашему ребенку экономить время.
Далее. Для начинающих учеников решайте одну задачу за подход. Если ребенок еще плохо читает, не мучайте его на математике чтением! Читайте ему задания и задачи сами. Пишет с трудом - записывайте ответы сами. Не надо гоняться за всеми зайцами сразу - ни одного не поймаете. Если математика, то концентрируйтесь именно на развитии устного счета и логики. Прописями и чтением занимайтесь отдельно от математики и друг от друга.
Русский язык - аналогично. Разделите письмо и изучение правил. Разберите правила в учебнике устно, сделайте упражнения без переписывания (устно или карандашом прямо в учебнике). Когда ребенок освоится с прописями, то лучше переходить сразу к сочинительству и развитию речи. Протащив ребенка через скучные упражнения вы скорее разовьете в нем ненависть к письму и страх ошибки, а не творческие речевые способности.
К 10 годам все дети, кроме особых случаев, связанных с какими-то заболеваниями, уже свободно читают и пишут даже самые медлительные. На первый план выходит последовательность. Постепенно вводите новые навыки, предметы и книги. Суть последовательности - все новое должно опираться на предыдущий опыт, навыки и уже известную информацию.
Таким образом, планируйте не параграфы, а навыки, которые вы хотели бы привить ребенку за этот год. Планируйте не число страниц к прочтению, а время занятий по каждому предмету.
Планируйте
не параграфы, а навыки
не число страниц к прочтению, а время занятий
Занырнём поглубже
Теперь мы можем обсудить, как планировать глубину и объем изучаемых материалов.
Объем и глубина - это набор тем, которые охватываются выбранными вами учебниками и книгами. Определить объем проще всего по оглавлению учебника. Также немаловажно понять, какие навыки должны быть сформированы курсом или учебной программой по предмету. Эта информация есть во ФГОСах и в УМК (учебно-методических комплексах) и рабочих программах. Документов превеликое множество для всех серий учебников на учительских сайтах и сайтах издательств. Например, посмотрите Просвещение http://school-russia.prosv.ru/
Обычного оглавления книги или учебника вам будет достаточно, чтобы оптимизировать год. Я делаю копии оглавлений или сводную таблицу тем для каждого ребенка по всем предметам, чтобы все годовые темы были в одном месте, и отмечаю каждую неделю, что нам удалось изучить.
Иметь одну папку со списком всех тем особенно важно, если вы занимаетесь по нескольким программам, например, в Классических беседах и сдаете ежегодную аттестацию в школе. Тогда вы можете комбинировать изучаемые темы.
ШАГ 3. ФГОС как ориентир
В русскоязычном образовательном пространстве не существует альтернативы ФГОС, как описания результатов обучения в школе. Сам по себе он так ничего, как документ. Там много правильных слов и светлых целей. Во всяком случае его надо иметь и перечитывать перед составлением плана на год, так как это не только единственный формализованный ориентир, но и требование закона, направленное к нам родителям-семейникам. Именно этому, с точки зрения законодателя, мы должны научить детей, чтобы реализовать право детей на образование, гарантированное Конституцией России. У вас будет? по крайней мере, подробное описание как содержания (тем), так и навыков по каждому предмету на каждом уровне обучения (классе).
Официальный сайт ФГОСов: https://fgos.ru/
Но, как я вынесла в название шага, ФГОС - это ориентир. Учебник может оказаться очень легким для вашего ребенка или трудным, вы пройдете 2 класса за один год или только половину.
Не волнуйтесь, у вас есть время. Вы все успеете.
Снижайте темп, если тяжело идет. Переключитесь на другие предметы, если где-то ступор и вы не знаете, что делать. Если очень легко, пролистайте дальше или переходите к следующему уровню. Можно также расширить знания через энциклопедии или дополнительные курсы вне дома.
ИТОГО:
1/Если все объединить, то получим такие шаги планирования “по ребёнку”:
2/Сосредоточьтесь на навыке чтения. Убедитесь, что есть не только техника, но и понимание, и любовь. Поработайте над этим, если есть проблемы. Была у меня статейка про чтение подростков: здесь.
3/Определите требования ФГОС по каждому предмету
4/Определите текущий уровень знаний ребенка (может он опережает класс или отстает) по каждому предмету.
5/Выбирайте учебники не по возрасту, а по уровню знаний ребенка.
6/Разделяйте освоение навыков и запоминание фактов.
7/Собирайте все предметы через поиск взаимосвязей, книгу веков и вероучение.
8/ скопируйте оглавления изучаемых книг и еженедельно отмечайте, какие темы успел изучить ребенок.
Разрешите ребенку учиться в его темпе. Не подгоняйте, но и не давайте расслабиться. Пусть этот год на семейном образовании будет прекрасным для вас и ваших детей!
Вы точно справитесь!
Приятной учебы!
Блинова Наталья #мамансо
@маманасо
Подписывайтесь на канал ЯндексДзен, чтобы видеть публикации Мама на СО в ленте Яндекса.