Найти тему
Ольга Зродникова

Я знаю, что вы будете делать этой осенью

- Доктор, у меня одышка, давление скачет, суставы болят. Устаю быстро, сердце прихватывает.
- Конечно, милейший, у вас же огромный лишний вес. Вам нужно менять образ жизни – диета, спорт…
- Знаете, я пожалуй буду мазать суставы мазью, у нас в семье все так делают. От сердца и давления попью таблетки, мне другой врач прописал. А чтоб не уставать, буду лежать побольше. Я все это знаю, как делать, и раньше мне помогало. А как подлечусь, тогда приду к вам, вы мне расскажете, что делать дальше.

Удивительно, как часто мы «не видим за деревьями лес». Как видим лишь симптомы и пытаемся справиться с ними. А целую картину увидит опытный врач. Которому мы доверяем и не будем заниматься самолечением.

Диалог выше, конечно, вымышлен. А вот – реальный.

- Сейчас я самостоятельно изучаю грамматику, слова и слушаю аудио. Скоро, надеюсь, буду готов к разговорной практике. Но для этого хочется знать определенный набор слов и основы грамматики, чтобы было, так сказать, что закреплять.

Откуда люди знают, что без набора слов они не заговорят? Что это за набор и как понять, что он набран? Почему мы уверены, что та последовательность, что мы придумали себе, позволит нам выучить язык?

Общаюсь с десятками людей, которые приходят за английским. Анализирую. С чем чаще всего обращаются?

- Не знаю, как сказать (не нахожу слов)
- Говорю медленно, с паузами, нет беглости
- Не хватает слов, маленький словарный запас
- Страшно говорить, не уверен в себе (вдруг говорю неправильно?)
- Хочу нормально общаться, чтоб меня поняли
- Упорядочить «кашу в голове»

А теперь перевожу язык симптомов на язык реальной проблемы.

1. Не знаю, как сказать (не нахожу слов): вы говорите на уровне слов, пытаясь перевести (часто – дословно) с русского на английский. А в английском могут быть такие структуры, которых в русском просто не существует. И тут здравствуй, ступор. Выход: спускаемся на уровень идей, забываем про русский язык и выражаем данную идею тем небольшим набором слов, который есть. Используем парафраз, синонимы и прочие обходные пути.

2. Говорю медленно, с паузами, нет беглости: отсутствие практики. Нужны многократные повторения для выработки автоматического навыка. Тут как в спорте: кто дольше занимался – тот в лучшей форме.

3. Не хватает слов, маленький словарный запас: на самом деле можно выразить практически любую идею даже при минимальном лексиконе. Дело совершенно не в наборе слов. Даже если загружать их в себя списками, использовать их – это другой навык. Вам не хватает не слов, а уверенности в том, что ВЫ можете выразить свою мысль. См. п.1.

4. Страшно говорить, не уверен в себе (вдруг говорю неправильно?): это вообще не про английский. Это про то, что вы думаете, что вас оценивают. Что вам важно, что о вас думают другие. Что вы почему-то считаете, что они обязательно замечают все ваши ошибки, мысленно ставят вам двойки и злорадствуют. И главная цель общения для них – не обменяться информацией, а уличить вас в ошибке. Это про базовое доверие к миру и про образ себя, про тревожность, возможно про детские травмы (ошибка – это позор, провал). Все это лечится)

5. Хочу нормально общаться, чтоб меня поняли: опять же про идею, что плохо говоря на языке, вы выглядите тупым, глупым, и вам очень неприятно казаться таким. К сожалению, единственный способ научиться говорить – это сначала говорить плохо. Нужно принять себя со своими недостатками, со своим кривым английским, чтобы плодотворно двигаться дальше. Это и про любовь к себе, ведь пока человек не принял себя несовершенным – он буде вечно недоволен собой и на даст себе «добро» на развитие. Возможно, это еще и про условную родительскую любовь, когда вас любят за что-то, когда вы хороший. И не любят, если делаете ошибки и приносите двойки. Вы так и несете эти «двойки» самому себе, и ваш внутренний родитель до сих пор вам их не прощает.

6. Упорядочить «кашу в голове»: стремление найти опору и «схватиться за соломинку». В океане английского хочется какой-то стабильности, и для взрослых это часто – грамматика. Дети учат язык на слух, не умея читать и писать, не изучая грамматику. Да, многим взрослым грамматика помогает расслабиться и обрести чувство контроля над ситуацией. Но говорение как навык – первичен, и грамматика встраивается по ходу при правильном обучении. Без необходимости ее специально учить, тем более что в этом случае она так и остается отдельным «грузом», не помогающим говорить, и годным только для написания тестов.

По итогу. Что нужно нормальному взрослому занятому человеку, ведущему полноценную жизнь и при этом ощущающего необходимость в английском языке?

- довериться специалисту (не копаться часами в сети)
- ощущение, что я что-то делаю (положительная обратная связь)
- понемножку, я и так сильно устаю каждый день (микроконтент)
- конкретика (ясная цель, четкие задания)
- и чтоб были видны результаты (польза)
- а, ну и чтоб финансово потянуть.

Все это будет в новом групповом онлайн-курсе, который я готовлю на октябрь на основе анализа ваших обращений. Следите за анонсами. Вам понравится!!