Понимание, что руководитель профессионал есть тогда, когда после бурного роста направления, не только у вас но и у конкурентов...начинается падение. И тогда появляется понимание, что твой успех как руководителя не был случайной удачей, а ты действительно профи и вместо падения как у всех, у тебя рост. И за это готовы платить. К сожалению он достигается порой сложными решениями (ты думаешь что важнее- быть негодяем для всех или моралистом), о которых вкратце напишу:
1. Задаем себе вопросы. Кто мы? К чему стремимся и какими инструментами будем добиваться результата. И тогда в общем становится понятно, как добиться результата.
2. Повышается скорость производства. Считается, сколько брака/ошибок возникает и является ли это критичным и на сколько это влияет на себестоимость и не возврат клиента (цена в первую очередь интересует клиента). Появляется правило, на маленьких скоростях не выгодно работать. Сложные операции упрощаются на простые, чтобы сотрудник с 3мя классами мог ее выполнять. Приведу пример из экструзии: скорость экструзии поднимается на 25% расход электричества примерно на 3%. Проверено экспериментально. На вопрос, что оборудование чаще ломается. Извините друзья, но цена запчасти практически всегда в сотни раз дешевле произведенной продукции. И вместо того чтобы, а давайте ка всей оравой кинемся на проблемку, идет разделение труда и каждый участник занимается только своей частью глобальной задачи и получается быстрее. Цифра наше все - эмоции в топку.
2. Пересматривается полностью спецификация на продукцию в пользу сырья, которое дешевле и соответствует потребительским качествам. И тут выясняется что затраты на лабораторию и лаборанта в десять миллионов - это дешевле, так как можно удешевить продукцию на сотни миллионов. Цифра всему голова- физмех решает все!
3. Срезаешь на 30% зарплаты в конце сезона. И между выживаемостью оставшегося коллектива и прошлыми друзьями-коллегами делаешь выбор. Потом когда сотрудники успокоятся, еще отнимаешь 30% от оклада и говоришь, что эту часть получают за выполнение ключевых показателей (KPI). Бывшие друзья разносят по рынку, что пришел Gorgig и Заводу пи*да, спустя год оказывается, что куда ушли бывшие друзья там падение 30%, а у тебя рост 30%. Когда рынок падает, то рост происходит за чей-то счет, цифры не врут, тем более когда пирог для всех стал меньше.
4. Пересматривается прайс. И принимаешь решение, что уже получаешь не 30% маржи, а 20%. Не с каждой позиции, а с фуры или кванта отгружаемой продукции. Где один продукт может быть ниже себестоимости, а другой 70% прибыли, но в среднем 20% маржи. Эмоции бьют ключом, так как считаешь идиотизмом продавать ниже себестоимости некоторые позиции, но цифры жестокая вещь.
5. Пересматриваешь все должностные инструкции,рабочие инструкции, регламенты, инструкции. Вычленяешь все что делает человек в течение дня, чтобы максимально убрать движения, которые не приносят прибыль. Делаешь максимально простыми действия, чтобы сотруднику с первого дня было понятно что делать, после прочтения инструкции.
6. Максимально режешь ништяки. Это дни в счет больничного, удаленная работа, возможность опоздать на 30-60 минут и уйти пораньше на час. Подарки от компании сотрудникам. Оставляешь самый минимум. В кризис нет демократии. Либо ты выживаешь, ,либо разоряешься. И 250-ти сотрудникам не пришлось бы искать работу. Тут нет морали, легко говорить со стороны, что я бы поступил по другому...но вы не на моем месте.
7. Учет и еще раз учет. Надо понимать, где у тебя потери и какие. Чтобы их минимизировать, бороться, искоренять. Не надо пытаться ловить воров, надо искоренять возможность воровства и делать его затруднительным занятием. Обычно после этого часть сотрудников сама уходила, так как нечего было спереть попутно домой.
8. Перевод максимально своих поставщиков на отсрочки и снижение цены. Кто не согласен, свободен, так как через 6-8 месяцев сами обратно просятся. Не идиоты, видят что рынок падает, а ты оказывается растешь. И ты получаешь ценник ниже биржевого индекса (есть у меня такие случае), где рубль экономии экономит миллионы в месяц. Никакой морали,на каждую позицию минимум 2 поставщика, и стравливаешь их, прессуешь, требуешь улучшения своих позиций. Кто-то скажет: "А ты тварь Gorgig!" А я отвечу: "Сытый голодному не товарищ!". Когда сотрудник без средств к существованию, пи*дешь как-то исчезает.
9. Подбираешь новые материалы, ЗИП, расходники. Проверяешь, чтобы подходило. Оптимизируешь остатки. Выравниваешь потоки. Лишние операции выкидываешь.
10. Открытость проблем. Никто и никогда не скрывает что есть проблема. Что ее надо решать. Не рисует красивых цифр, что все отлично. Надо уметь признавать, что проблемы есть, они будут появляться всегда и их надо решать. Накидывать варианты. Замалчивание проблемы приводит 100% к плачевному результату. Обычно замалчивают, так как бояться признаться руководителю или владельцу, что ошиблись или накосячили. С этим у большинства все сложно, все считают себя непогрешимыми. А такого не бывает. Косячат все. И надо уметь свои ошибки признавать, тем более прилюдно и уметь исправлять.
Эффективность вообще хреновая вещь. Одним от нее хорошо. Другим плохо.