Найти тему

Коммуникативные навыки. Или как повысить успеваемость ребенка в школе.

Как вы думаете, сколько минут в течение школьного дня говорит вслух ваш ребенок по темам изучаемых предметов? Остановитесь на секунду и ответьте на этот вопрос.

Примерно такой вопрос задавал педагог-новатор Виктор Федорович Шаталов во время своих лекций. И на этот вопрос ответили свыше 100 000 человек, абсолютное большинство которых были работники сферы образования. Ответы дали необычайно большой разброс, педагоги и родители полагали, что ученики могут говорить вслух по темам уроков от нескольких минут до одного часа!

Шаталов высчитал это время и получил в среднем всего – 2 минуты в день на каждого ученика!

Вы можете сами провести такой расчет:
Из 45 минут урока, треть урока уходит на объяснение нового материала учителем, обычно все ученики молчат. Треть урока – на проверку ранее пройденных знаний, где как правило говорит один ученик а другие молчат. Треть урока – на самостоятельную работу, где все молчат.
Если в классе – 30 человек, то коммуникативный ресурс каждого ученика 1,5 минуты на урок, а если на опросы выделено всего треть урока, то и выходит по полминуты на каждого!

Всего 2 минуты в день и так в течение 11 лет. Разве можно развить коммуникативные навыки в таких условиях?

Некоторые говорят, что дети общаются на переменах. Это не так. В лучшем случае сейчас на переменах они общаются лицом к лицу со смартфоном, чем друг с другом.

-2

Или буквально вылетают на перемены после звонка, пытаясь в движениях и криках выплеснуть застоявшуюся энергию из длительно прикованного к парте организма. Хотя, безусловно они общаются друг с другом, но какое это может быть общение среди таких же «не имеющих знаний» одноклассников. Ребенка может научить только взрослый. А у учителя попросту не хватает на всех времени и внимания. Учитывайте это, когда отправляете ребенка в школу.

-3

Как решить проблему?

С помощью ежедневных вечерних диалогов с детьми. Пусть даже всего несколько минут. Спросите, что ребенок узнал нового на каждом уроке и пусть он вам рассказывает. Во-первых, таким образом, он будет развивать коммуникативные навыки. Сначала не совсем умело, но все лучше и лучше. Во-вторых, ребенок будет крайне внимательным на уроках, ему же нужно много узнать, чтобы поделиться этим с родителями. Будет анализировать эту информацию, а значит лучше запоминать и хорошо учиться. Не спрашивайте про оценки, а спрашивайте про новые знания, таким образом вы будет переводить вектор внимания ребенка не на оценку, а на знания!

Не у всех есть время на такие диалоги, так как чаще всего родители сами привязаны к работе весь день, но такие диалоги важны особенно в начальной школе. Но в тоже время избегайте помогать делать домашние задания, иначе вы их будет делать до окончания школы.

-4

Другие альтернативные варианты решения проблемы:

  • Перевести ребенка на «Семейное образование», когда родители сами формируют план обучения своих детей и обучают их самостоятельно дома. Но не каждая семья может себе это позволить. Кто-то из-за отсутствия времени, а кто-то из-за отсутствия навыков преподавания.
  • Перевести ребенка в школу «Обучение в диалоге», модель школьного обучения, когда дети самостоятельно изучают темы предметов и обучают друг друга под контролем учителя. Но таких школ в России крайне мало.

В завершение:
В 2018 году за парты школ России сели 1 миллион 800 тысяч первоклассников. В 2019 году число первоклассников стало на 10% больше и достигло почти 2-х миллионов. Это очень хорошо, но в большинстве школ классы и так переполнены, а значит время на коммуникации остается еще меньше.

Возьмите ответственность за образование ребенка на себя.

Александр Гальбуш
Автор проекта "Новая модель таблицы умножения"
Специалист по развитию памяти и внимания
Разработчик настольных игр, формирующих математический склад ума
Тел.: +7-931-385-18-00 (WhatsApp)
Сайт: http://игра.гальбуш.рф

-5