«Дом писателей» - под таким неформальным названием в Москве известен дом №17 в Лаврушинском переулке, расположенный прямо напротив Третьяковской галереи. Дом имеет очень интересную историю, которая сформирована биографией его знаменитых жильцов – выдающихся советских писателей, поэтов и деятелей культуры.
История «Дома писателей» началась в 30-е годы прошлого столетия. Тихий замоскворецкий переулок включили в проект масштабной реконструкции центра столицы – он должен был войти в состав новой магистрали, продолжавшей Бульварное кольцо. Однако грандиозным планам не суждено было сбыться, и дом в Лаврушинском переулке остался единственным воспоминанием о масштабном проекте и стал единственным его реализованным объектом. Здание начали строить в 1935 году, спустя два года достроили. Автором проекта стал архитектор И.Н. Николаев.
Многоэтажный дом в Лаврушинском переулке в первые годы смотрелся очень экзотично на фоне застройки Замоскворечья, которая вплоть до 50-х годов была достаточно провинциальной – полуразрушенные бывшие купеческие усадьбы, старые дома с пристройками.
Во дворе писательского дома тоже царила типичная московская атмосфера – старики, игравшие в домино, чаепития с самоварами, игравшие дети. Однако сам дом был для Замоскворечья действительно роскошным – под стать тем, кто в нем жил.
Во дворе писательского дома располагались каменные палаты Титова – московского дьяка, сделавшего при царе Алексее Михайловиче блестящую карьеру. Перед революцией палаты обустроили под доходный дом на восемь квартир, в советское время квартиры превратились в обычные коммуналки. Их жители устраивались к Дом писателей домработницами и нянями.
Стоит рассказать, почему дом в Лаврушинском переулке стал писательским – он строился по личному распоряжению Сталина и специально для литераторов. Известно, что Сталин пообещал на встрече с Горьким выделить финансы на «строительство писательского городка, гостиницы со столовой, библиотекой и другими учреждениями».
После завершения строительства дома квартиры в нем распределяли сотрудники Литфонда Союза писателей, причем, руководствовались они своими личными предпочтениями. Желающих поселиться в новом роскошном доме было очень много, и за квартиры шла настоящая борьба.
Первыми счастливыми жильцами писательского дома стали:
- Агния Барто
- Константин Паустовский
- Ильф и Петров
- Всеволод Вишневский
- Лев Кассиль
- Николай Погодин
- Михаил Пришвин
- Илья Эренбург
- Борис Пастернак.
Позднее в доме поселились:
- Анатолий Макаренко
- Вениамин Каверин
- Валентин Катаев
- Юрий Олеша
- Лидия Русланова
- Анатолий Эфрос.
В Писательском доме поселился литературный критик Юзеф-Юзовский, заклятый враг Мейерхольда, Маяковского и Таирова, однако благоволивший к Любимову, которому он помог поставить знаменитую пьесу «Добрый человек из Сезуана». В конце 40-х годов Юзовский подвергся травле во время борьбы с «безродными космополитами». Жена критика ушла, оставив ему ребенка и старую мать. Чтобы выжить, ему пришлось продавать свою роскошную библиотеку, давать частные уроки.
Любимицей детворы Писательского дома была Агния Барто, которая дарила ребятам свои книги. Одна из девочек получила в подарок от поэтессы книгу со стихами и с дарственной надписью - «Наташе из соседнего подъезда. Читай стихи, смотри картинки, выздоравливай от свинки».
В Доме писателей любили и Лидию Русланову – однажды она, по просьбе соседей, прямо с балкона спела песню в честь праздника.
В целом атмосфера в Писательском доме была дружеской и добрососедской. У потомков известных жильцов дома до сих пор остались книги с дарственными надписями и пожеланиями не менее известных соседей.
В Писательском доме Борис Пастернак работал над «Доктором Живаго» - за этот роман литератора позднее исключат из Союза писателей.
Жильцы Писательского дома были людьми с особым статусом. Они отдыхали на закрытых государственных дачах, следили за здоровьем в кремлевских больницах и поликлиниках, питались в цековских столовых и в продуктовых спецраспределителях, обшивались в закрытых ателье. В доме работала поликлиника для членов Союза писателей, находился расчетный центр, где литераторы получали свои гонорары.
Дом писателей вошел в историю мировой литературы благодаря Михаилу Булгакову, который в своем романе «Мастер и Маргарита» подробно описал его – в эпизодах разгрома квартиры критика Латунского. Известно, что один из прототипов Латунского – критик Литовский, который как раз жил в Писательском доме.
С Литовским у Булгакова были личные счеты – после его разгромных статей пьесы писателя перестали ставить в московских театрах. Кроме того, Булгаков подавал заявление на получение квартиры в Писательском доме, но получил отказ.
Сложные 30-е годы прошлого столетия не обошли Писательский дом стороной. Многие его жильцы были арестованы и репрессированы: польский поэт Станде, Кушнеров, Ким. Уже после войны арестовали Бергельсона, Стонова, Лидию Русланову. Во время войны многие писатели уехали в эвакуацию в Чистополь, кто-то отправился на фронт военными корреспондентами. В 1941 году в Писательский дом попала фашистская бомба: был разрушен целый подъезд, в том числе, квартира Паустовского.
После войны к Писательскому дому пристроили секцию с двумя подъездами. Строительство курировал тот же архитектор – Николаев. Квартиры в новой секции предназначались для еще более статусных жильцов, так что ее конструкцией предусмотрели даже черную лестницу для прислуги, кухарок и шоферов. В новой секции был даже лифт, и среди старожилов она сразу получила неформальное название «барской».
Сегодня в Писательском доме живут разные люди, среди которых немало и потомков знаменитых советских писателей, получивших квартиры по наследству. Потомки литераторов бережно относятся к квартирам и даже сохраняют в первоначальном виде их интерьер, в том числе, кабинеты, где работали писатели. Практически не изменился интерьер квартиры поэта Льва Луговского, в которой живет его дочь, Ольга Львовна:
Квартира поэта Владимира Луговского:
Периодически в Писательском доме выставляются на продажу квартиры – по достаточно высокой стоимости: он до сих пор считается престижным.
К примеру, 3-комнатную 93-метровую квартиру можно купить за 44 млн рублей, а 4-комнатная квартира площадью в 133 м2, с качественным премиальным ремонтом обойдется в 102 млн рублей.
Писательский дом остается архитектурной доминантой Замоскворечья. Его новые "соседи" - преимущественно клубные дома и элитные жилые комплексы, архитектурный облик которых в определенной степени повторяет и воспроизводит черты масштабного и величественного советского здания, что формирует единый и гармоничный ансамбль.
К числу наиболее удачных и гармоничных новых зданий-соседей Писательского дома можно отнести клубный дом Barkli Gallery - находится совсем рядом, в Ордынском тупике.