Найти тему

Психолог или психотерапевт?

Только поступив на второе высшее по психологии, я регулярно слышала один и тот же вопрос: «А ты будешь психологом или психотерапевтом?» Некоторые уточняли: «Или психоаналитиком?» Таким образом в одном вопросе оказывались склеены совсем разные термины.

Разбираемся с понятиями.

Психология, согласно официальному определению, — это наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей. То есть, это наука. Со всем вытекающим: теоретическая база, эксперименты, понятийный аппарат, научные работы, вот это вот всё, чем занимаются учёные. Официальным годом рождения психологии считается 1879, когда была открыта первая научная лаборатория для психологических экспериментов.

Психология — это наука.

Что может исследовать психология как наука? Например, человеческое восприятие, его закономерности. Или процесс мышления. Свойства человеческой памяти. Всё это подразумевает научный подход. Психолог как учёный может ни разу в жизни не провести ни одной консультации, но при этом получить докторскую степень психолога.

-2

Психотерапия же — это практика. Психотерапевт может заниматься научной деятельностью, а может и не заниматься. Фокус его работы на взаимодействии с клиентом, на работе над запросом клиента.

Каждый психотерапевт работает в определённом психотерапевтическом направлении. Психоанализ, гештальт-терапия, телесно-ориентированная психология, нарративная терапия, экзистенциальная, арт-терапия — всё это примеры психотерапевтических направлений. Каждая школа имеет свои обучающие программы. В зависимости от сложности подхода обучение может занимать от нескольких месяцев до многих лет.

Важно оговориться, что обучение психотерапевтическому направлению не заменяет теоретическое обучение психологии в вузе. Если человек не имеет теоретической вузовской базы, а сразу идёт учиться, к примеру, гештальту, как это сейчас модно, он не станет хорошим психотерапевтом. Чтобы стать качественным специалистом без сформированного понятийного аппарата, который обеспечивается высшим образованием, нужно быть гением. А гениев, как мы понимаем, не так много.

Психотерапевты без высшего образования — гении или непрофессионалы.

На западе психотерапевтом имеет право называться человек, который в дополнение к базовому психологическому образованию и обучению в психотерапевтическом направлении получил медицинское, клиническое образование. Это ограничение необходимо для прозрачности с законодательной точки зрения. В нашей стране такого разделения нет, поскольку деятельность психотерапевтов на данный момент никак не описана законодательно.

Итак, психолог — это учёный, исследующий человеческую психику. Психотерапевт — это получивший бесконечное количество образований человек, работающий с клиентами и помогающий им делать их жизнь лучше.

-3

Но существует ещё интересный зверь под название консультирующий психолог. Как в старом анекдоте про морскую свинку, которая и не морская, и не свинка. Только наоборот.

Консультирующий психолог, в отличие от обычного учёного психолога, работает с клиентами. Он знает, как функционирует человеческая психика, знает основные закономерности и нормы развития, умеет задавать хорошие вопросы и наверняка обладает психотерапевтическими техниками. Но, в отличие от психотерапевта, консультирующий психолог не уходит в работу с первопричинами ситуаций клиента. Цель консультирующего психолога — помочь пришедшему к нему человеку в конкретном случае. Работа эта существенно более поверхностна, не затрагивает глубинные темы и не изменит жизнь клиента кардинально.

Таким образом, консультирующий психолог — это специалист, обладающий психологическими теоретическими знаниями и определёнными психотерапевтическими техниками, однако не предлагающий клиентам глубинную работу, но концентрирующийся на скорейшем разрешении конкретных запросов без личностной трансформации.

Отлично, а вы-то кто?
-4

Кто же я? Психолог? Психотерапевт? Психоаналитик?

Я психолог. У меня за плечами второе высшее образование по психологии, научные работы, сформированный понятийный аппарат.

Я психотерапевт. Но нет, не психоаналитик, поскольку психоанализ — не то направление, в котором мне удобно и интересно работать. Я получаю дополнительное образование в направлении телесно-ориентированной психологии.

Также я могу работать консультирующим психологом, если ко мне придёт клиент с запросом на консультативную, а не терапевтическую работу.