В третьем веке нашей эры в причерноморские степи пришли племена готов и вступили в тесное соприкосновение с славянским миром. На всей территории, куда проникли готы, то есть в Восточной Румынии, Западной и Восточной Украине, бок о бок с ними жили славяне, сарматы, эллинизированные скифы, романизированные греки, даки, геты и венеды. Не подлежит сомнению, что в конце третьего и начале четвертого века славяне, не только входили в состав обширного готского союза племён, но и составляли основное ядро его населения. Известно, что уже в четвертом веке, первый епископ готов Ульфила, перевел Библию и церковные книги на готский язык и начал вести активную миссионерскую деятельность. Таким образом, часть славянских племен, вовлеченная в орбиту влияния готского союза, могла уже тогда познакомится с христианской проповедью и получить представление о догматах церкви. В конце четвёртого века произошло грандиозное событие, и настало неспокойное время в жизни всей ойкумены — началось " великое переселение народов", причиной которого стало нашествие гуннов, опустошительной лавиной прокатившееся по просторам Европы. Славяне не остались пассивными зрителями в этот переломный момент раннесредневековой истории. Гунны пришли из Центральной Азии и в 375 году заняли территории между Доном и Дунаем, вытеснив готов к границам Римской империи. Римский историк Аммиан Марцеллин сообщает, что вначале готы, побежденные гуннами, отступили к Днестру и построили укрепленный лагерь около стен Гретунги. Там гунны еще раз разбили их, после чего готы отступили к Дунаю. Следы разрушений обнаружены в поселениях всего Приднепровского региона, степной зоны и части лесостепной зон. Марцелиан пишет , что " люди неизвестной рассы, пришедшие издалека с востока, двигались как лавина и крушили всё, что встречали на своём пути". Возможно некоторые племена были полностью стерты с лица земли. Другие, так же как готы, переместились на запад или стали искать убежище на Крымском полуострове. Племена славян, не ушедшие с готами, отступили под защиту лесов, продвигаясь на земли балтских и финно-угорских племен, где вступали в тесные взаимоотношения с местным населением. Великое переселение народов оказало огромное влияние на все народности Европы, как в экономическом, политическом, так и в культурно-религиозном плане. Племена, согнанные нашествием гуннов с обжитых мест, искали новые пространства для безопасных поселений, порой оказываясь за тысячи километров от родных краев. Гунны, пронесшиеся страшным ураганом, изменили старую карту Европы как карточный дом. В этом круговороте племен и народов, находившихся в постоянном движении, происходил постоянный обмен культурными и религиозными идеями, и славянские племена были активными участниками этого процесса, знакомясь с верованиями других народов, знакомясь с мифологическими сюжетами и религиозными ритуалами.
Часть славянских племен подпала под власть гуннов и многие традиции наших предков были усвоены степными кочевниками. О совместном проживании славян и гуннов говорят уникальные записи, которые сделал Приск Понтийский (византийский ученый-историк), во время своего пребывания у вождя гуннов Атиллы, в 448 году. Вот как Приск описывает быт Атиллы и его окружения : " Город, в котором жил Атилла, представляет собой огромное селение, в котором располагались хоромы самого вождя Атиллы и его приближенных. Эти хоромы сделаны были из брёвен, а украшались они башнями. Постройки внутри двора были сделаны из гладких досок, покрытых изумительной резьбой. Окружены хоромы были деревянной изгородью ... Званных гостей , подданных Атиллы, встречали хлебом и солью". Мы четко видим что Приск Понтийский описывает особенности быта, присущие славянам. Так же нам известно, что у гуннов в ходу были напитки на основе меда и ячменя, что характерно для славян, употребляющих квас и мед до наших дней. Приск Понтийский говорит, что по пути к лагерю гуннов, посольство останавливалось на отдых в " деревнях ", жители которых поили послов вместо вина питьем, называемым по местному " медос ", то есть славянским мёдом. Другое славянское слово донес до нас Иордан . Он пишет что после смерти Атиллы его труп был выставлен посреди степи в шатре, и всадники, объезжая его кругом, устраивали нечто вроде ристаний, оплакивая вождя в погребальных песнях, превознося при этом подвиги умершего. " После того как он был оплакан такими рыданиями, — пишет Иордан,— они устраивают наверху его кургана великое пиршество, которое сами они называют страва, и сочетая в себе поочередно противоположное, выражают похоронную скорбь, смешанную с радостью, и ночью труп тайно скрытый в земле, окружают покровами — первый из золота, второй из серебра, а третий из прочного железа ... И чтобы такие богатства были сохранены от человеческого любопытства, они, вознаградив гнусностью, уничтожили предназначенных для этого дела, и мгновенная смерть с погребенным последовала для погребавших ". Несмотря на то, что описание похорон Атиллы имеет этнографические параллели в погребальных обрядах не только кочевников, но и вообще многих народов древност , термин " страва " в смысле "погребальное пиршество , поминки" известен только в славянских языках. Так, в польском и чешском он имеет значение "пища". Возможно, гунны заимствовали это слово у славян вместе с некоторыми особенностями славянского погребального ритуала, обогатившими погребальный обряд кочевников. На основании таких данных некоторые энтузиасты делают вывод что славяне и были гуннами, но это далеко не так. Под властью гуннской орды находились многие народы и, руководящая верхушка, состоявшая из этнических гуннов, была меньшинством среди покоренных славянских и неславянских племен. При сосуществовании гуннов с славянами произошло интересное явление, захватчики очень быстро были ассимилированы покорённым народом, переняв славянские обычаи и язык. В составе гуннского войска были славянские воины и они участвовали в многочисленных походах наряду с этническими гуннами, перенимая культуру и образ жизни кочевников. Так происходил культурный, политический и религиозный обмен между двумя народами.