Найти тему

Воспитание для взрослых: контролируй свои эмоции / часть 2

Оглавление

Сегодня я продолжу говорить о книге Дэниэла Сигела “Воспитание с умом. 12 революционных стратегий всестороннего развития мозга вашего ребенка”. Первая часть статьи тут.

Напомню, что речь идет не о детях и их воспитании, хотя этого я сегодня тоже коснусь, а о базовых принципах работы мозга. Все мои инсайты станут, возможно, и для вас открытием, и вы сможете внедрить в свою жизнь что-то полезное для развития мозга и контроля эмоций.

7. Когда амигдала берет верх и эмоции кружат голову так, что невозможно прийти в себя, вам поможет бег. Или любое другое физическое занятие, требующее больших усилий. Думаю, что вам организм не раз подсказывал именно такой выход из ситуации. Мне да. Каждый раз, когда я чувствую, что кризис уже наступил или он не за горами, я иду на пробежку. А однажды поздно вечером, когда я, потрясенная, не могла справиться со слезами и заснуть, то стала приседать. Пришлось попотеть, но все-таки это помогло мне справиться со стрессом и вернуть рассудок.

В книге не описано, почему организм реагирует именно так, но подозреваю, что это связано с нейромедиаторами серотонином и дофамином, которые выделяются во время физических нагрузок, а может это “вина” эндорфинов, которых тоже спорт “позвал”. В любом случае, это работает. И регулярные занятия спортом должны делать нас более уравновешенными, потому что серотонин, дофамин и эндорфины станут нашими постоянными друзьями и помогут справляться со стрессом. Это уже мои умозаключения на основе других когда-то прочитанных книг, но я их обязательно подтвержу и напишу развернуто о пользе спорта.

Память

8. Ученые говорят о двух видах памяти: эксплицитарной (осознаваемой) и имплицитарной (подсознательной). Всё, что оседает в качестве имплицитарных воспоминаний, не может быть осознано человеком и “всплывет” в будущем как неосознанная боязнь чего-либо, например. Чтобы достать тревожные воспоминания из подсознания, нужно их вновь и вновь проговаривать. Это помогает пережить стресс, облечь чувства в слова, а значит создать логическую цепочку событий, где все можно объяснить или хотя бы попытаться. Поэтому в терапии часто используют такой простой инструмент, как диалог или монолог. Всё, что вы хотите осознать, нужно произносить вслух.

9. Чтобы лучше запоминать надо чаще вспоминать. Благодаря повторам строятся постоянные “проторенные дорожки” между нейронами, устойчивые ассоциации. Воспоминания переходят из краткосрочной памяти в долгосрочную. Этот принцип ярко проявляется в изучении иностранных языков: язык должен работать, то есть на нем нужно говорить, при чем постоянно. В противном случае память расценивает информацию как ненужную и отсекает, не давая пропуск в долгосрочный отсек.

10. Дэниэл Сигел привел очень интересный способ “вытаскивания” воспоминаний с помощью “перемотки”. Есть человек и есть плохое событие, которое ему не хочется вспоминать. Если все так и оставить, то оно из подсознания в будущем будет портить человеку жизнь своими страхами и ненормальными реакциями. Чтобы начать проговаривать воспоминания, нужно начать издалека, постепенно приближая рассказ к самому ужасному моменту.

Когда человек поймет, что с него хватит и дальше он вспоминать не намерен, ему нужно мысленно “промотать” историю до более приятного момента, например, когда все закончилось, когда он был в безопасности. Так он даст мозгу понять, что все закончилось более менее хорошо, самый опасный момент прошел и можно снова жить дальше. После этого снова вернуться к нежелательным воспоминаниям. Так можно повторить много раз до тех пор, пока человек не будет готов вспомнить все в деталях. Ну а дальше смотрите пункт. 8.

Эмоции и эмпатия

11. Важно понимать, что эмоции - это временно. Сейчас они есть, через час уже нет, сначала они одни, потом могут быть другими. Надо всего лишь переждать “горячую волну”, осознавая, что это не постоянная ваша характеристика. Вот здесь стоит вспомнить о детях. Не вешайте ярлыки на основе их эмоционального состояния, наоборот, ребенок должен понимать, что норма - это спокойное состояние, а эмоции просто случаются и проходят. То есть никто не злой сам по себе, но человек может часто злиться. По звучанию характеристик можно понять, что невозможно найти в себе силы бороться с тем, что якобы часть тебя (ты злой), но вполне можно перестать злиться и это не кажется таким уж невыполнимым.

12. Еще один известный метод, как справиться с эмоциями - концентрация на дыхании. И не только на нем. На любых органах чувств. Наш мозг затрачивает много энергии для считывания информации с органов чувств, когда мы на них сосредотачиваем внимание. То есть не смотрим и слышим на автомате, а прислушиваемся, приглядываемся, принюхиваемся, пытаемся кожей почувствовать ветер, или тепло, или колючий свитер. Остальные анализаторы как будто затухают и человек успокаивается. Это можно проворачивать в любом месте и в любое время. Просто выберете, на чем вы будете удерживать внимание: на дыхании, звуках улицы или ощущении невесомости своего тела. Можно чувствовать отдельно руку, ногу, вариантов масса, главное - внимание переключится и мозг придет в норму.

13. Умозрение - mindsight. Это неофициальный термин и тем более вольный его перевод. Но мы будем пользоваться именно им. Суть его в том, что мы и наше сознание - это центр колеса. А на ободе колеса - бесконечное множество точек, на которых может концентрироваться наше внимание: это наши чувства, навыки, способности, факты из жизни и так далее. Таким образом, когда мы думаем: “Какой я ленивый, бесталанный, у меня ничего не получается”, мы концентрируем свое внимание лишь на одной, не самой лучшей, точке обода, а ведь их там гораздо больше - наших альтернативных состояний.

Просто сказать человеку, что у него не все так плохо, есть ведь любящая семья и у него получаются отличные блинчики, не так эффективно, как представить колесо умозрения. Сразу видно, что конкретная проблема вовсе не так глобальна и не самая приоритетная, она всего лишь одна из многих событий в нашей жизни, ничем не лучше и не хуже других. И самое главное - это наше отношение к ней. Мы можем выбрать другую точку на ободе и поменять свое отношение к проблеме - это уже будет другая ситуация с более оптимистичным началом и концом. Все идет из центра колеса, то есть из нашего сознания.

14. Важным является обозначение эмоций. Испытываете гнев, скажите об этом. Не нужно ждать, когда человек догадается по вашему красному лицу и вздувшимся венам, что вы в ярости. К счастью, у нас есть язык и центр речи в мозгу, который может дать понять другим людям, что вы чувствуете. И вам самим будет легче справиться со своей эмоцией, если вы будете ее как-то обозначать для себя.

Так воспитывается эмпатия у детей. У них нет еще опыта ни в испытывании сильных чувств, ни в их трансформировании в слова, ни в их интерпретации, ни в способах борьбы с ними. Нужно проговаривать свои эмоции и помочь ребенку понять, что с ним творится. Поняв свои чувства, он будет считаться и с вашими.

Моей дочке 2 года и у нее бывают истерики. Я вижу, что ее рвет на части, что она не может справиться с этим водопадом и, к сожалению, не всегда могу ей помочь, потому что стихия неукротима. Но мое понимание, что это всего лишь физиологический процесс созревания мозга, дает нам силы пережить кризис. После эмоционального взрыва, когда она успокаивается, можно уже в таком возрасте начать разговаривать о том, что это было, что она одновременно испытывала злость, ярость, обиду, несправедливость и так далее. Да, в основном, это негатив, потому что он эволюционно оправдан - помогал нам выжить когда-то (бежать, убивать животных, защищаться). Ведь мозг под контролем амигдалы, помните? Злость, агрессия, страх.

В отношениях пары часто встречаются недопонимания. Прокачивайте эмпатию. Обозначайте свои чувства: “Ты меня обидел этими словами, потому что я подумала, что ….”. Либо в момент проговаривания вы поймете, что ваши выводы были смешны и конфликт сам себя исчерпает, либо дадите партнеру понять источник проблемы и вы вместе его решите. Главное - не молчать.

Общие впечатления о книге

Книга вызывает доверие. Во-первых, потому что автор - не прохожий с улицы. Во-вторых, потому что она на очень доступном языке, который поймет даже школьник, объясняет причины того или иного поведения, рассказывает просто о сложных вещах и не просто дает советы, как справиться с проблемой, но дает информацию, почему нужно делать именно так.

Автор не углубляется в нейробиологию, говорит так, чтобы читатель мог потом пересказать всё своему ребенку и дать первичные знания, почему у него возникают различные состояния. Пересказ мужу, друзьям или родителям тоже приветствуется. Убьете сразу двух зайцев: лучше запомните материал и расскажете полезную информацию родным, чтобы они тоже были в курсе. Быть осознанным в компании таких же - очень заманчиво.

В каждой главе есть 1) пример из жизни, 2) объяснение с научной точки зрения, 3) совет, как быть, 4) картинка-комикс с противопоставлением: как родителю делать надо и как не надо, и даже 5) пример того, как рассказать ребенку о данном инструменте, чтобы он понял.

В конце книги очень кратко и тезисно описано все содержание книги, так называемая “Памятка на холодильник”.

Еще в качестве очень полезного дополнения есть три таблицы по возрастам (от 0 до 9 лет), где описан каждый инструмент и как его интегрировать в жизнь ребенка на разных этапах его развития: когда-то в виде игры, когда-то в качестве беседы, в таких-то и таких-то ситуациях. Очень полезная информация, автор молодец.

В общем, читать всем, и не важно, есть у вас дети или нет. Такую информацию нужно сначала взрослому переварить и начать жить в соответствии с пониманием механизмов работы мозга, а уже потом, после полного внедрения этих принципов в себя, приниматься за воспитание потомков. Так что ребята, кто без детей, вам самое время читать эту крутую книгу!

Спасибо за ваше время и внимание. Поставьте лайк как эквивалент слову “спасибо” и подписывайтесь на канал, будет еще много интересного.

Напомню, что первую часть этой статьи можно прочесть здесь. В ней много научной информации про структуры мозга и их контроль.

Есть мнение, что статьи получаются очень длинными. Дробить на более короткие? Очень важна ваша обратная связь, ребята!