Найти в Дзене
ATTACK THE MUSIC (метал-блог)

История треша. Часть 1. Рождение огня

В первой части нашей истории, посвященной становлению thrash-метала, мы поговорим о настоящих новаторах сцены, которые и воздвигли этот жанр

Речь пойдет не только о Metallica, но куда же без них
Речь пойдет не только о Metallica, но куда же без них

«Если вы попросите меня назвать самую первую thrash-метал песню, то это определенно будет Exciter Judas Priest», - говорит Гэри Холт, гитарист-виртуоз, который присоединился к одним из первых thrash-металлистов - группе Exodus - в 1981 году, после того, как его покинул один из основателей квинтета – гитарист Кирк Хэмметт.

Гэри и Кирк относились к числу самых взыскательных хэдбенгеров того времени, чьи магнитофоны без устали играли музыку самых тяжелых на то время команд: Priest, Motörhead, Iron Maiden и всех остальных групп течения New Wave of British Heavy Metal. В то же самое время панк-сцена США и Британии мутировала в хардкор, который активно продвигался такими пионерами жанра, как Black Flag, Minor Threat, The Exploited и Discharge; в этой чашке Петри и завелись споры треша.

«Все было сразу, понимаешь? Одновременно я открыл для себя и The Varukers, и Angel Witch, - восторгается Гэри. – Все это смешалось в нашем сознании: эстетика панка и его скорость с техничностью владения инструментом и мелодичностью метал-групп. Все эти группы очень сильно помогли нам. Все в этой жизни где-то берет свое начало, и мы стартовали отсюда».

Exodus выглядели дико даже на фотографиях
Exodus выглядели дико даже на фотографиях

Помимо парней из Exodus, одержимость быстрым и жестким металом, внезапно появившимся в музыкальных магазинах, охватила и многих других молодых американцев. В Нью-Йорке длинноволосые и одетые в кожу парни из Anthrax отчаянно пытались произвести впечатление на Джонни Зазулу, владельца крутейшей на восточном побережье студии звукозаписи.

Хулиганы из Anthrax
Хулиганы из Anthrax

«Мы понимали, что нам во что бы то ни стало нужно обзавестись поддержкой этого парня, потому что он держал руку на пульсе той музыки, которую мы все любим, - объясняет Скотт Иэн, основавший еще одну треш-метал легенду Anthrax в 1981 году. – Он открыл лейбл, чтобы выпускать на нем все эти неизвестные группы новой школы – названия треш тогда еще не существовало – и мы хотели быть частью всего этого, так что трудились изо всех сил».

Это сработало: Зазула подписал Anthrax на свой новый лейбл Megaforce в 1983 году. К тому времени он уже успел ухватиться за самую востребованную андеграудную команду того времени – юнцов из Лос-Анджелеса, Metallica.

-4

«Когда мы играли с Metallica в первый раз, то будто смотрелись в собственное отражение, - рассказывает Холт. - Мы никогда не видели, чтобы другие группы делали то, что делали мы».

Взлет Metallica на вершину андеграунда был стремительным. К тому времени, когда Бобби «Блиц» Эллсворт впервые услышал демо-запись Metallica Live Metal Up Your Ass (1982), он уже был фронтменом озорников из Нью-Джерси Overkill, но эта кассета подняла все ставки. «Эта запись была прекрасна тем, что объединила метал Великобритании и панк Соединенных Штатов воедино, - ликует Бобби. – Это беспокоило, но в то же время показало всем, что музыкальные возможности безграничны».

Дейв Мастейн, которого выгнали из Metallica за его тяжелый характер
Дейв Мастейн, которого выгнали из Metallica за его тяжелый характер

Известный своим крутым нравом гитарист Metallica Дейв Мастейн оказал ключевое влияние на этот саунд, но его пребывание в группе было позорно кратким – на заре успеха Metallica он был уволен и заменен пришедшим из Exodus Кирком, но выход своей ярости Дейв нашел в образовании Megadeth. Но звук ранней Metallica (и несколько совершенно убийственных рифов) пришел именно от Дейва. «Группа бурлила и горела тогда, - вспоминает он сейчас. - Это была странная динамика. Мы много спорили и буквально сражались друг с другом, но я думаю, все это потому, что то, что мы делали, было таким ... монументальным, и мы это знали. Мы все были одержимы духом непобедимости».

Когда Metallica перебралась в Сан-Франциско, уроженец Залива Чак Билли возглавлял мелодик-рок группу Guilt; вскоре он присоединился к треш-метал коллективу Legacy, прямо перед тем, как те переименовались в Testament. Хотя Чак и помнит демо-кассету Exodus как «искру, которая подпалила весь Залив», именно «Металлика» стала для него откровением.

Чак Билли
Чак Билли

«Это была энергия, которую вы не могли видеть ни на одном другом шоу, - кивает Чак. – Стоило вам только оказаться на их выступлении в каком-нибудь клубе и все – вы уже были их фанатом. Все происходило очень быстро, как взрыв. Бам! – вот наше выступление, Бам! – вот наша «демка», Бам! – вот наша запись, и вдруг – БАМ! – появилось настоящее движение. И оно росло очень быстро».

Таким образом, зарождающееся племя thrash-металлистов взялось за дело довольно интенсивно. Свою лепту внесло и трио из Тайнсайда: озлобленные сатанисты из Venom взяли Exodus и Slayer в свой первый тур по США, тогда как предтечи спид-метала - психи из Raven - поехали с Metallica и Anthrax. Но не нужно думать, что местом действия были только США.

Глядя на Venom, сложно поверить, что сатанизм для них - просто имидж
Глядя на Venom, сложно поверить, что сатанизм для них - просто имидж

«Venom стали последней причиной формирования группы», - утверждает Том Энджелриппер, в то время добывавший уголь в Рурской долине Германии, который сформировал Sodom после того, как услышал взрывной дебют посланников из ада «Welcome to Hell» (1981). - Мы не могли поверить, насколько тяжелый саунд может генерировать группа, состоящая из трех человек. Мы приняли решение писать музыку, которая будет звучать тяжелее, чем Venom, и быстрее, чем Metallica. Это стало нашим лозунгом!».

Милле Петроцца основал свою первую группу в Эссене, Германия, в 1982 году, после того, как побывал на фееричном выступлении Raven. В 1984 году группа стала называться Kreator.

Kreator
Kreator

«Тем, что действительно связывало нас с панком, было ощущение, что вы можете все: можете сыграть три аккорда и сделать их громкими », - утверждает Милле.

Все трешеры искренне любили панк и нашли ему место в своих «металлических» сердцах, но вскоре курс на слияние жанров был поддержан и с другой стороны баррикад.

Приверженцы хардкора были готовы к тому, чтобы устроить крутейший переворот в жанре, который когда-то ненавидели. Такие пионеры кроссовера в США, как Suicidal Tendencies, Corrosion Of Conformity, Verbal Abuse, D.R.I. и Cro-Mags - плюс британские панк-метал гибриды Amebix, Onslaught, English Dogs и Sacrilege – подлили масла в огонь, достигнув кульминации на неподражаемой пластинке Speak English Or Die за авторством Stormtroopers Of Death.

-9

В период с 1983 по 1985 границы между жанрами были особенно зыбкими, а по всему миру появлялись записи еще более тяжелых групп: Destruction, Holy Moses, Angel Dust и Living Death из Германии; Bathory из Швеции; Artillery из Дании; Hellhammer/Celtic Frost из Швейцарии; Sepultura из Бразилии; Voivod, Sacrifice и Slaughter из Канады; Carnivore, Whiplash и Nuclear Assault с восточного побережья Америки; Death Angel, Possessed, Hirax и Sadus из Калифорнии. Каждая команда предлагала метал своей рецептуры, но, несомненно, в тот период на всех них мощнее влияние оказывала только одна группа – Slayer.

Slayer
Slayer

«Slayer были супер-тяжелыми и очень быстрыми, это была самая экстремальная музыка, которую я когда-либо слышал. Не было ничего похожего на них, - делится впечатлениями Брайан Слэгель, человек, основавший в 1982 известный многим лейбл Metal Blade Records и с нетерпением ожидавший встретиться со Slayer после этого. – В LA в то время буйным цветом цвел глэм. Билеты на концерты таких групп, как Mötley Crüe и Ratt, пытавшиеся очаровать весь мир своим поп-металом, разлетались как горячие пирожки. Это полностью противоречило тому, что делали эти группы.

Slayer вел вперед их неуемный волчий аппетит, и они были грозными конкурентами для любой команды на только зарождающейся thrash-сцене; Брайан вспоминает, как Metallica не без тревоги спрашивала, была ли новая запись Slayer быстрее, чем их.

«Я уверен, что это соперничество и вдохновило Slayer сочинять все более и более экстремальную музыку, - добавляет Брайан. - Они всегда хотели быть первыми».

Кажется, что движущей силой thrash-метала было стремление музыкантов перещеголять друг друга в агрессии.

«Абсолютно верно - подтверждает Милли. – Каждая новая команда тогда стремилась звучать тяжелее и злее, чем последняя запись Bathory или Venom. Знаешь, мы очень старались!».

Тейп-трейдинг помогал металхэдам оставаться в курсе музыкальных новинок
Тейп-трейдинг помогал металхэдам оставаться в курсе музыкальных новинок

Многие из этих групп поддерживали друг с другом связь через доинтернетовскую социальную сеть… Милли вспоминает: «Моим первыми «кассетными» друзьями были Макс из Sepultura, Кэтон из Hirax и парнями из Possessed. Я был настоящим коллекционером, и чтобы иметь возможность послать этим людям хоть какую-нибудь музыку, я записал на кассету нашу репетицию! Сцена в Эссене была небольшой, играть было негде, плюс мы не чувствовали себя готовыми. Мы не записывали «демок» и нигде не выступали; но мы отправили свою репетицию в обмен на запись концерта Mercyful Fate в Dynamo».

«Все это приобрело огромный масштаб» - вспоминает Бобби Блиц. – Это была примитивная форма обмена информацией. Все начали торговать кассетами по почте. Первый автомобиль появился у меня в 1984. [Басист Overkill] Д. Д. Верни и я заправили ее пивом и отправились из Нью-Джерси в Монреаль, чтобы увидеть Voivod, Celtic Frost и Destruction на их первом североамериканском thrash-фестивале. Благодаря фэнзинам и тейп-трейдингу мы знали, кто эти парни и какую музыку они играют, так что мы не поленились провести 7 часов в дороге на север, потому что нам нравился этот материал. Не сказать, чтобы это было удобно, но оно того стоило».

-12

К 1985 жестокая метал-революция прокатилась по всей планете. За этот период были выпущены крайне важные для жанра пластинки за авторством Megadeth, Kreator, Overkill, Possessed, Destruction, Dark Angel, Watchtower, Agent Steel и самый великий- thrash-метал дебют: Bonded By Blood Exodus.

«Я думаю, что он лучше, чем все остальные релизы, - утверждает Гэри Холт, - но все остальные тоже чертовски хороши. Всю жизнь я пытался соорудить нечто подобное, но так и не смог, хотя мне удалось написать немало отличных работ».

Но несмотря на все эти дифирамбы, thrash-метал часто подвергался нападкам со стороны общественности и был не понят большинством рок-аудитории. Однако его рост был стремительным и вскоре появилась иерархия трешеров мирового класса.

«Мы прошли путь от полной безвестности до мировых туров, - говорит Скотт Иэн о том годе, когда Anthrax выпустили Spreading The Disease, пластинку, чье название как нельзя лучше описывало мировое распространение этой новой электризующей музыки в год, который стал для thrash-метала эпохальным – 1986.

Продолжение следует...