Если в Германии немецкие фашисты создали Берлинский автосалон, который в измененном виде проводится и в наши дни, то в Италии их "коллеги" основали Венецианский кинофестиваль и ставшую лучшей в стране киностудию "Чинечитта". Зачем? Конечно, для пропаганды своего строя.
«Фабрика грез» для Муссолини
Легендарная римская киностудия, на которой после Второй мировой войны многие мэтры итальянской киноиндустрии снимали свои шедевры, - «Чинечитта» (дословно «Киногород») и не менее легендарный дворец кинофестивалей в Венеции были созданы именно в тот период, когда в Италии заправляли «чернорубашечники». Многие из них были действительно способными и амбициозными людьми, которые фактически продали свой талант дьяволу. (Это бывает и в наши дни, достаточно вспомнить бывших журналистов, а ныне злостных пропагандистов Киселева и Соловьева).
Одним из таких активных деятелей фашистской пропаганды при Муссолини был итальянский журналист и политик Луиджи Фредди (1895-1977), занимавший должность вице-секретаря Fasci italiani all'estero (организация, способствовавшая распространению итальянского фашизма за пределами Италии) и отвечавший за развитие итальянской кинопропаганды на рубеже 1930-40-х годов. Луиджи родился в бедной миланской семье и не имел возможности поступить в университет для получения высшего образования. Зато с 1913 года он стал активным участником движения футуристов и публиковал статьи в различных периодических изданиях. Так, в начале своей карьеры Луиджи работал редактором издания Il Popolo d'Italia («Народ Италии»), в 1920 году стал одним из основателей студенческого авангардистского движения в фашистской организации Fasci Italiani di Combattimento, созданной Бенито Муссолини еще в 1914 году, а также директором журнала Giovinezza («Молодость»). В 1923-24 голах Фредди работал главным пресс-секретарем Национальной фашистской партии (PNF - Partito Nazionale Fascista).
В 1932 году вместе с другим крупным пропагандистом при Муссолини - Дино Альфьери (1886-1966) он был организатором Выставки фашистской революции в Выставочном дворце в Риме. А в 1933 году был отправлен в командировку в Калифорнию для изучения опыта в Голливуде, по результатам которой Фредди подготовил большой отчет. Он был передан главному итальянскому пропагандисту Галеаццо Чиано, который затем представил его самому дуче. Считается, что в этом отчете Фредди предвосхитил создание современной школы национального кинематографа в Италии.
В 1934 году Луиджи Фредди возглавил главный фашистский орган по контролю над национальным кинематографом. Хотя главной его задачей было развитие кинопропаганды, он не стал опираться на аналогичный успешный опыт в СССР, а взял за пример для подражания американскую модель коммерческого кинематографа. Под его личным руководством в Риме были основаны киностудия «Чинечитта (Cinecittà) и киношкола - Экспериментальный центр кинематографии.
Он также возглавил официальный журнал этой школы «Черное и белое». Фредди создал модель развития кинематографа по американской модели, со всеми необходимыми этапами от продакшена до организации кинопоказов, но с главенствующей ролью государства во всех процессах.
Также Луиджи Фредди стал организатором первого Венецианского международного кинофестиваля. Он был основан в 1932 году по инициативе Бенито Муссолини и вначале проводился на террасе отеля Excelsior на острове Лидо, а затем в специально построенном для этой цели итальянскими фашистами Дворце кино. Это здание используется для проведения фестиваля и в наши дни.
С 1936 года Фредди занимался развитием «Киногорода» в районе Куадраро на юго-востоке итальянской столицы. В апреле 1937 года состоялось официальное открытие студии Cinecittà.
Однако внутри фашистских лидеров пропаганды не обошлось без внутренней конкуренции. Луиджи Фредди вступил в подковерную борьбу с еще одним пропагандистом при Муссолини – Джакомо Паулуччи ди Кальболи, а затем возникли его противоречия с главой Министерства культуры и пропаганды – Дино Альфери.
В результате в 1938 году Фредди лишился поста главного «смотрящего» за фашистским кинематографом в Италии - генерального директора Кинематографического департамента при Министерстве культуры и пропаганды Италии, но не прекратил своей работы. Он основал университетский клуб киноманов и продолжил сотрудничество с журналом Cinema, издателем которого был сын Бенито Муссолини – кинокритик и режиссер Витторио Муссолини (1916-1997), фильм которого «Пилот Лучано Серра» победил на Венецианском фестивале 1938 года вместе с лентой Лени Рифеншталь «Олимпия».
Головокружительная карьера Луиджи Фредди была прервана только в июле 1943 года падением фашистского режима в Италии. По окончании Второй мировой войны Фредди работал журналистом в издании Il Tempo и сотрудничал с кинематографистом Анджело Риццоли.
Комплекс «Чинечитта» пострадал от бомбардировок Рима авиацией союзников, а в период с 1945 по 1947 год использовался как лагерь для перемещенных лиц: здесь проживало около 3000 человек, в основном итальянцев, перемещенных из Ливии и Далмации, а также беженцы из Юославии, Польши, Египта и пр. В послевоенный период студия стала известна как «Голливуд на Тибре»: здесь было снято более 3000 кинофильмов, включая самые известные мировые шедевры, такие как, например, «Римские каникулы». В «Киногороде» работали Федерико Феллини, Лукино Висконти, Витторио Де Сика, Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Клаудиа Кардинале, Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола и др.
Итальянский пропагандист и русская эмигрантка
Неожиданный поворот истории: женой Луиджи Фредди стала одна из дочерей великого русского оперного певца Федора Шаляпина – Марина. Ее родители познакомились в 1906 году на скачках в Москве, когда у Шаляпина уже была жена - итальянская прима-балерина Иола Торнаги и пятеро детей, а его новая будущая жена - Мария Валентиновна Петцольд была вдовой с двумя детьми. Развод получить не удалось, и Шаляпин с новой женой просто начали жить вместе в Санкт-Петербурге. Официально их брак был оформлен только в 1927 году в эмиграции в Париже. Характерно, что шаляпинские дети от обоих браков на протяжении всей жизни были дружны и общались друг с другом.
Марина Федоровна родилась в Москве в 1912 году, когда Шаляпину было уже под сорок. Она так вспоминала про переезд семьи родителей: «Мы уехали из России, когда мне было 9 лет, а Марфуше где-то 11… Потому что в Петрограде все школы не работали: эпидемии, голод, холод, все вшами покрывались, какая школа? Не только в школу — в церковь не могли ходить. Приходили домой с сыпным тифом. «Мы превратим весь мир в цветущий сад!» — говорилось тогда. Мама мия! Далеко надо бежать от такого «цветущего сада». Так что мама нас послала в Англию, и мы целый год учились в английской школе. Когда мы родились, то по-русски и по-английски говорили одинаково. Поэтому мы и учились там легко. А когда мы переехали позже во Францию, мама тоже не хотела нам менять язык. Она говорила: «Милые мои, вы спутаетесь так, что будете еще большими невеждами».
Детство Марины прошло в основном в Париже, где с 9 лет она занималась в балетной студии у Матильды Кшесинской и Любови Егоровой. Однако после неудачного падения и травмы с мечтой о балетной карьере пришлось расстаться. В 1931 году в возрасте 19 лет Марина Шаляпина стала победительницей конкурса «Мисс России», который проводили русские эмигранты в Париже. Тогда в столице Франции их насчитывалось не менее 200 тысяч, и еще в 1950-х года нередко среди водителей парижского такси можно было встретить бывших русских князей и офицеров. Марина Федоровна впоследствии вспоминала, что не хотела принимать участие в конкурсе, но ее буквально принудили к этому отец, а также писатели Бунин и Куприн.
Марина Шаляпина училась в Нью-Йорке в Академии интерьера и дизайна, а затем переехала в Вену, чтобы выучиться на театрального режиссера. В Вене друзья пригласили ее для работы над фильмом о классическом балете в Италию, где дочь Шаляпина и встретила Луиджи Фредди, бывшего старше нее на 17 лет. В Италии она работал аниматором на круизном лайнере, отвечая за досуг пассажиров и развлечения детей. Впоследствии Марина Федоровна зарабатывала на жизнь организацией отдыха в Италии для VIP-персон. Она также снялась в качестве актрисы в трех фильмах, созданных в «Киногороде»: «Старые времена», «Только для тебя, Лучия» и «Ничьи дети».
Как становятся пропагандистами?
После падения фашизма в Италии Луиджи Фредди как один из наиболее активных пропагандистов режима Муссолини был подвергнут люстрации. Как преданная жена, Марина Федоровна всячески оправдывала и помогала своему мужу, пусть даже и откровенному преступнику. Она даже добилась аудиенции у ватиканского кардинала с прошением об освобождении Луиджи Фредди из тюрьмы, куда он был заключен.
Сама дочь Шаляпина так вспоминала про те события: «Было время, когда мой муж все имел. Ему хорошо платили, и нам всего хватало. Он работал в газете у Муссолини… Но наступили противники Муссолини и все отняли, что у моего мужа было. До последней копейки. Луиджи сидел в тюрьме, я осталась с Анджелой без копейки. Тогда меня спас директор одного из итальянских банков. Позвал и говорит: «Марина, Ваш муж оставил у меня в банке деньги, и я Вам их дам. Чтоб никто об этом не знал». И на это я как-то жила. Потом все продавала, чтоб кормить себя и дитя. А когда Луиджи вышел, я думала: «Слава Богу, теперь он будет работать!». Но никакой работы ему не позволили больше делать 30 лет! Не позволили писать, а ведь он известный журналист был. Так что я работала, содержала семью. А я даже не имела профессии. Мама не приучила нас ни к какой работе, она приучала нас быть воспитанными, учеными, но кем быть… не учила. Если меня спросят: «Что вы умеете делать?» Я все умею делать …и ничего не умею».
Очень интересны воспоминания Марины Федоровны и о молодости Луиджи Фредди – особенно в плане того, как и почему обычные вроде бы люди становятся активнейшими пропагандистами преступных античеловеческих режимов: «Как он страдал, мой Луиджи! Ведь он удрал из дома, когда ему было 12 лет, с тех пор он и работал. Бывало, спал на скамейке в саду в Милане. Маленьким у какого-то адвоката на побегушках был, кофе ему носил. Рассказывал, что воровал из почтового ящика письма, срывал марку, продавал ее, а письмо обратно совал. Письмо не терялось, приходило без марки, а он на эти деньги покупал кусок хлеба. С 12 лет он уже не просил у своего отца денег, а наоборот, посылал домой, что только мог. А потом началась война, и он пошел на войну. Его не звали на войну, потому что он был слишком молодой и к тому же единственный сын. Он пошел, потому что свою Италию любил больше всего на свете. Он пошел простым солдатом, ведь никакого образования у него не было. Он в школе-то никогда не был, а говорил по-французски как француз, и писал, замечательно писал на итальянском языке. Всему он сам себя научил. Он умный был. И сделал себе прекрасную карьеру. Все поломали ему и не позволили работать. Это была трагедия нашей семьи. Моя дочка до сих пор платит за нее характером, нервами. Это история».
В 1984 году Марина Федоровна приезжала в Москву на Новодевичье кладбище, куда с парижского кладбища Батиньоль были перенесены останки Шаляпина. В 2003 году Шаляпина-Фредди вместе со своей дочерью Анджелой Фредди-Монтефорте посетила 3-ий фестиваль оперного искусства памяти Федора Шаляпина в городе Судак, где была в последний раз 80 лет ранее. Она скончалась в 2009 году в возрасте 98 лет, пережив всех братьев и сестер от обоих браков своего знаменитого отца. Похоронена на римском кладбище Лаурентино. А ее дочь от итальянского кинопропагандиста по-прежнему живет в Риме.
В заметке использованы иллюстрации и материалы из открытых источников, а также личные материалы автора.
О борьбе итальянских фашистов и югославских коммунистов читайте здесь.
Цикл материалов о малоизвестных событиях из истории Венеции читайте здесь.
О роли немецких нацистов в создании Берлинского автосалона читайте здесь.
Историю эмиграции Федора Шаляпина из России читайте здесь.