Найти тему

Пропаганда по-итальянски, или Кто создал Венецианский кинофестиваль?

Если в Германии немецкие фашисты создали Берлинский автосалон, который в измененном виде проводится и в наши дни, то в Италии их "коллеги" основали Венецианский кинофестиваль и ставшую лучшей в стране киностудию "Чинечитта". Зачем? Конечно, для пропаганды своего строя.

«Фабрика грез» для Муссолини

Легендарная римская киностудия, на которой после Второй мировой войны многие мэтры итальянской киноиндустрии снимали свои шедевры, - «Чинечитта» (дословно «Киногород») и не менее легендарный дворец кинофестивалей в Венеции были созданы именно в тот период, когда в Италии заправляли «чернорубашечники». Многие из них были действительно способными и амбициозными людьми, которые фактически продали свой талант дьяволу. (Это бывает и в наши дни, достаточно вспомнить бывших журналистов, а ныне злостных пропагандистов Киселева и Соловьева).

Главный вход на итальянскую киностудию "Чинечитта".
Главный вход на итальянскую киностудию "Чинечитта".

Одним из таких активных деятелей фашистской пропаганды при Муссолини был итальянский журналист и политик Луиджи Фредди (1895-1977), занимавший должность вице-секретаря Fasci italiani all'estero (организация, способствовавшая распространению итальянского фашизма за пределами Италии) и отвечавший за развитие итальянской кинопропаганды на рубеже 1930-40-х годов. Луиджи родился в бедной миланской семье и не имел возможности поступить в университет для получения высшего образования. Зато с 1913 года он стал активным участником движения футуристов и публиковал статьи в различных периодических изданиях. Так, в начале своей карьеры Луиджи работал редактором издания Il Popolo d'Italia («Народ Италии»), в 1920 году стал одним из основателей студенческого авангардистского движения в фашистской организации Fasci Italiani di Combattimento, созданной Бенито Муссолини еще в 1914 году, а также директором журнала Giovinezza («Молодость»). В 1923-24 голах Фредди работал главным пресс-секретарем Национальной фашистской партии (PNF - Partito Nazionale Fascista).

Один из главных итальянских кинопропагандистов при Муссолини - Луиджи Фредди.
Один из главных итальянских кинопропагандистов при Муссолини - Луиджи Фредди.

В 1932 году вместе с другим крупным пропагандистом при Муссолини - Дино Альфьери (1886-1966) он был организатором Выставки фашистской революции в Выставочном дворце в Риме. А в 1933 году был отправлен в командировку в Калифорнию для изучения опыта в Голливуде, по результатам которой Фредди подготовил большой отчет. Он был передан главному итальянскому пропагандисту Галеаццо Чиано, который затем представил его самому дуче. Считается, что в этом отчете Фредди предвосхитил создание современной школы национального кинематографа в Италии.

Один из главных итальянских кинопропагандистов при Муссолини - Луиджи Фредди.
Один из главных итальянских кинопропагандистов при Муссолини - Луиджи Фредди.

В 1934 году Луиджи Фредди возглавил главный фашистский орган по контролю над национальным кинематографом. Хотя главной его задачей было развитие кинопропаганды, он не стал опираться на аналогичный успешный опыт в СССР, а взял за пример для подражания американскую модель коммерческого кинематографа. Под его личным руководством в Риме были основаны киностудия «Чинечитта (Cinecittà) и киношкола - Экспериментальный центр кинематографии.

Бенито Муссолини выступает на римской площади Венеции.
Бенито Муссолини выступает на римской площади Венеции.

Он также возглавил официальный журнал этой школы «Черное и белое». Фредди создал модель развития кинематографа по американской модели, со всеми необходимыми этапами от продакшена до организации кинопоказов, но с главенствующей ролью государства во всех процессах.

Отель Excelsior на острове Лидо, где зарождался Венецианский кинофестиваль. Фото автора.
Отель Excelsior на острове Лидо, где зарождался Венецианский кинофестиваль. Фото автора.

Также Луиджи Фредди стал организатором первого Венецианского международного кинофестиваля. Он был основан в 1932 году по инициативе Бенито Муссолини и вначале проводился на террасе отеля Excelsior на острове Лидо, а затем в специально построенном для этой цели итальянскими фашистами Дворце кино. Это здание используется для проведения фестиваля и в наши дни.

Дворец кинофестивалей на венецианском острове Лидо, построенный в правление Бенито Муссолини. Фото автора.
Дворец кинофестивалей на венецианском острове Лидо, построенный в правление Бенито Муссолини. Фото автора.

С 1936 года Фредди занимался развитием «Киногорода» в районе Куадраро на юго-востоке итальянской столицы. В апреле 1937 года состоялось официальное открытие студии Cinecittà.

Церемония открытия студии Cinecitta в 1937 году.
Церемония открытия студии Cinecitta в 1937 году.

Однако внутри фашистских лидеров пропаганды не обошлось без внутренней конкуренции. Луиджи Фредди вступил в подковерную борьбу с еще одним пропагандистом при Муссолини – Джакомо Паулуччи ди Кальболи, а затем возникли его противоречия с главой Министерства культуры и пропаганды – Дино Альфери.

Дино Альфьери вместе с главным пропагандистом нацистской Германии - Геббельсом.
Дино Альфьери вместе с главным пропагандистом нацистской Германии - Геббельсом.

В результате в 1938 году Фредди лишился поста главного «смотрящего» за фашистским кинематографом в Италии - генерального директора Кинематографического департамента при Министерстве культуры и пропаганды Италии, но не прекратил своей работы. Он основал университетский клуб киноманов и продолжил сотрудничество с журналом Cinema, издателем которого был сын Бенито Муссолини – кинокритик и режиссер Витторио Муссолини (1916-1997), фильм которого «Пилот Лучано Серра» победил на Венецианском фестивале 1938 года вместе с лентой Лени Рифеншталь «Олимпия».

Сын Бенито Муссолини - Витторио, кинокритик и режиссер.
Сын Бенито Муссолини - Витторио, кинокритик и режиссер.

Головокружительная карьера Луиджи Фредди была прервана только в июле 1943 года падением фашистского режима в Италии. По окончании Второй мировой войны Фредди работал журналистом в издании Il Tempo и сотрудничал с кинематографистом Анджело Риццоли.

Панорамный вид на студию Cinecitta.
Панорамный вид на студию Cinecitta.

Комплекс «Чинечитта» пострадал от бомбардировок Рима авиацией союзников, а в период с 1945 по 1947 год использовался как лагерь для перемещенных лиц: здесь проживало около 3000 человек, в основном итальянцев, перемещенных из Ливии и Далмации, а также беженцы из Юославии, Польши, Египта и пр. В послевоенный период студия стала известна как «Голливуд на Тибре»: здесь было снято более 3000 кинофильмов, включая самые известные мировые шедевры, такие как, например, «Римские каникулы». В «Киногороде» работали Федерико Феллини, Лукино Висконти, Витторио Де Сика, Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Клаудиа Кардинале, Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола и др.

Teatro №5 - любимая студия озвучки Федерико Феллини в "Киногороде".
Teatro №5 - любимая студия озвучки Федерико Феллини в "Киногороде".

Итальянский пропагандист и русская эмигрантка

Неожиданный поворот истории: женой Луиджи Фредди стала одна из дочерей великого русского оперного певца Федора Шаляпина – Марина. Ее родители познакомились в 1906 году на скачках в Москве, когда у Шаляпина уже была жена - итальянская прима-балерина Иола Торнаги и пятеро детей, а его новая будущая жена - Мария Валентиновна Петцольд была вдовой с двумя детьми. Развод получить не удалось, и Шаляпин с новой женой просто начали жить вместе в Санкт-Петербурге. Официально их брак был оформлен только в 1927 году в эмиграции в Париже. Характерно, что шаляпинские дети от обоих браков на протяжении всей жизни были дружны и общались друг с другом.

Федор Шаляпин с дочерьми Мариной (слева) и Марфой.
Федор Шаляпин с дочерьми Мариной (слева) и Марфой.

Марина Федоровна родилась в Москве в 1912 году, когда Шаляпину было уже под сорок. Она так вспоминала про переезд семьи родителей: «Мы уехали из России, когда мне было 9 лет, а Марфуше где-то 11… Потому что в Петрограде все школы не работали: эпидемии, голод, холод, все вшами покрывались, какая школа? Не только в школу — в церковь не могли ходить. Приходили домой с сыпным тифом. «Мы превратим весь мир в цветущий сад!» — говорилось тогда. Мама мия! Далеко надо бежать от такого «цветущего сада». Так что мама нас послала в Англию, и мы целый год учились в английской школе. Когда мы родились, то по-русски и по-английски говорили одинаково. Поэтому мы и учились там легко. А когда мы переехали позже во Францию, мама тоже не хотела нам менять язык. Она говорила: «Милые мои, вы спутаетесь так, что будете еще большими невеждами».

Марина Шаляпина с отцом.
Марина Шаляпина с отцом.

Детство Марины прошло в основном в Париже, где с 9 лет она занималась в балетной студии у Матильды Кшесинской и Любови Егоровой. Однако после неудачного падения и травмы с мечтой о балетной карьере пришлось расстаться. В 1931 году в возрасте 19 лет Марина Шаляпина стала победительницей конкурса «Мисс России», который проводили русские эмигранты в Париже. Тогда в столице Франции их насчитывалось не менее 200 тысяч, и еще в 1950-х года нередко среди водителей парижского такси можно было встретить бывших русских князей и офицеров. Марина Федоровна впоследствии вспоминала, что не хотела принимать участие в конкурсе, но ее буквально принудили к этому отец, а также писатели Бунин и Куприн.

Марина Шаляпина - Мисс России 1931 года.
Марина Шаляпина - Мисс России 1931 года.

Марина Шаляпина училась в Нью-Йорке в Академии интерьера и дизайна, а затем переехала в Вену, чтобы выучиться на театрального режиссера. В Вене друзья пригласили ее для работы над фильмом о классическом балете в Италию, где дочь Шаляпина и встретила Луиджи Фредди, бывшего старше нее на 17 лет. В Италии она работал аниматором на круизном лайнере, отвечая за досуг пассажиров и развлечения детей. Впоследствии Марина Федоровна зарабатывала на жизнь организацией отдыха в Италии для VIP-персон. Она также снялась в качестве актрисы в трех фильмах, созданных в «Киногороде»: «Старые времена», «Только для тебя, Лучия» и «Ничьи дети».

Как становятся пропагандистами?

После падения фашизма в Италии Луиджи Фредди как один из наиболее активных пропагандистов режима Муссолини был подвергнут люстрации. Как преданная жена, Марина Федоровна всячески оправдывала и помогала своему мужу, пусть даже и откровенному преступнику. Она даже добилась аудиенции у ватиканского кардинала с прошением об освобождении Луиджи Фредди из тюрьмы, куда он был заключен.

Сама дочь Шаляпина так вспоминала про те события: «Было время, когда мой муж все имел. Ему хорошо платили, и нам всего хватало. Он работал в газете у Муссолини… Но наступили противники Муссолини и все отняли, что у моего мужа было. До последней копейки. Луиджи сидел в тюрьме, я осталась с Анджелой без копейки. Тогда меня спас директор одного из итальянских банков. Позвал и говорит: «Марина, Ваш муж оставил у меня в банке деньги, и я Вам их дам. Чтоб никто об этом не знал». И на это я как-то жила. Потом все продавала, чтоб кормить себя и дитя. А когда Луиджи вышел, я думала: «Слава Богу, теперь он будет работать!». Но никакой работы ему не позволили больше делать 30 лет! Не позволили писать, а ведь он известный журналист был. Так что я работала, содержала семью. А я даже не имела профессии. Мама не приучила нас ни к какой работе, она приучала нас быть воспитанными, учеными, но кем быть… не учила. Если меня спросят: «Что вы умеете делать?» Я все умею делать …и ничего не умею».

Очень интересны воспоминания Марины Федоровны и о молодости Луиджи Фредди – особенно в плане того, как и почему обычные вроде бы люди становятся активнейшими пропагандистами преступных античеловеческих режимов: «Как он страдал, мой Луиджи! Ведь он удрал из дома, когда ему было 12 лет, с тех пор он и работал. Бывало, спал на скамейке в саду в Милане. Маленьким у какого-то адвоката на побегушках был, кофе ему носил. Рассказывал, что воровал из почтового ящика письма, срывал марку, продавал ее, а письмо обратно совал. Письмо не терялось, приходило без марки, а он на эти деньги покупал кусок хлеба. С 12 лет он уже не просил у своего отца денег, а наоборот, посылал домой, что только мог. А потом началась война, и он пошел на войну. Его не звали на войну, потому что он был слишком молодой и к тому же единственный сын. Он пошел, потому что свою Италию любил больше всего на свете. Он пошел простым солдатом, ведь никакого образования у него не было. Он в школе-то никогда не был, а говорил по-французски как француз, и писал, замечательно писал на итальянском языке. Всему он сам себя научил. Он умный был. И сделал себе прекрасную карьеру. Все поломали ему и не позволили работать. Это была трагедия нашей семьи. Моя дочка до сих пор платит за нее характером, нервами. Это история».

В 1984 году Марина Федоровна приезжала в Москву на Новодевичье кладбище, куда с парижского кладбища Батиньоль были перенесены останки Шаляпина. В 2003 году Шаляпина-Фредди вместе со своей дочерью Анджелой Фредди-Монтефорте посетила 3-ий фестиваль оперного искусства памяти Федора Шаляпина в городе Судак, где была в последний раз 80 лет ранее. Она скончалась в 2009 году в возрасте 98 лет, пережив всех братьев и сестер от обоих браков своего знаменитого отца. Похоронена на римском кладбище Лаурентино. А ее дочь от итальянского кинопропагандиста по-прежнему живет в Риме.

В заметке использованы иллюстрации и материалы из открытых источников, а также личные материалы автора.

О борьбе итальянских фашистов и югославских коммунистов читайте здесь.

Цикл материалов о малоизвестных событиях из истории Венеции читайте здесь.

О роли немецких нацистов в создании Берлинского автосалона читайте здесь.

Историю эмиграции Федора Шаляпина из России читайте здесь.