Найти тему
Все о грузовиках – Trucksplanet

Ностальгия по СССР. Рассматриваем советские календарики с грузовиками

Если вы родились в 70-е или 80-е годы в СССР, то должны помнить классные и очень красочные карманные календари с логотипом "Отечественные автомобили" в углу. Сегодня меня взяла ностальгия, и я решил показать вам один из них. Это серия "Машиностроение" за 1991 год. Кажется, это был последний год, когда такой календарь издавался.

На оборотной стороне каждой карточки был полный календарь на весь 1991 год. Его размеры не превышали размеры современных пластиковых банковских карт. Это было очень удобно. В доинтернетную эру такими действительно ежедневно пользовались.

Давай подробнее рассмотрим автомобили на каждом мини-календаре. Начнем с ГАЗ-ММ. Этот автомобиль стал модернизацией "полуторки" ГАЗ-АА и отличался, в первую очередь, более мощным двигателем. На фотокарточке - послевоенная версия, отличающаяся упрощенным оформлением передней части с плоскими крыльями. При этом кабина водителя имеет полноценные двери с опускающимися окнами, в то время как военные экземпляры имели деревянные двери или просто тканевые занавески.

В 1939 году на основе ГАЗ-АА создали полугусеничный грузовик ГАЗ-60. Он начал свою историю в качестве прототипа НАТИ-3, появившегося еще в 1933 году. Грузовик делали специально для советской армии, но его конструкция отличалась ненадежностью и плохой ремонтопригодностью. В итоге было сделано чуть более тысячи экземпляров, служба в армии которых была очень короткой.

-2

Выбор моделей для календаря был довольно странным. Например, сюда попала довольно редкая полноприводная модификация грузовика ЗИС-5 с индексом ЗИС-32. Мелкосерийной выпуск этой модели начался в 1941 году, незадолго до начала войны, а после эвакуации завода производство не стали возобновлять. По некоторым данным всего было изготовлено 197 экземпляров, большую часть из которых отправили на фронт.

-3

А вот и сам ЗИС-5. Легендарный грузовик, ставший одним из самых массовых в военное время. Первые экземпляры собрали на московском заводе имени Сталина в 1933 году, а полномасштабное производство стартовало со следующего года. Фактически, он представлял собой модернизацию грузовиков АМО-2 и АМО-3, которые, в свою очередь, являлись довольно точными копиями американских Autocar. Выпуск продолжался до 1948 года.

-4

Еще одной модификацией ЗИС-5 стал трехосный ЗИС-6 с колесной формулой 6х4. Он стал второй по массовости "трехоской" после ГАЗ-ААА. Эта модификация выпускалась с 1933 по 1941 год, а общий тираж превысил 21 тысячу единиц. Интересно, что на трехосных шасси ЗИС-6 было сделано несколько экспериментальных автобусов с обтекаемыми кузовами.

-5

В 1947 году ЗИС представил преемника легендарному ЗИС-5, который получил название ЗИС-150. Именно эти грузовики восстанавливали разрушенную войной экономику Советского Союза. Под его капотом находился 5,6-литровый рядный шестицилиндровый двигатель мощностью 90 л.с. В 1957 году грузовик был немного модернизирован и переименован в ЗИЛ-164. Всего было выпущено более 770 тысяч грузовиков различных модификаций.

-6

Идем дальше по хронологической линейке. Это - мой любимый ГАЗ-52. Советский грузовой автомобиль грузоподъемностью 2,5 тонны. Он являлся смесью ГАЗ-51 (от которого взяли двигатель) и более тяжелого ГАЗ-53 (от которого позаимствовано большое количество узлов и агрегатов). Выпуск продолжался с 1964 по 1993 год, а тираж превысил 1 миллион экземпляров!

-7

Следующий календарик я считаю самым интересным. На нём перспективный дизельный грузовик ЗИС-253, который, на самом деле, назывался иначе - УльЗИС-НАТИ-253. Завод имени Сталина не имел к нему никакого отношения. Его создавал Научный автомоторный (в то время автотракторный) институт НАМИ (тогда - НАТИ) и недавно образованный Ульяновский автозавод. Первый прототип был произведен в 1944 году. Под капотом находился перспективный 3,5-литровый дизельный двигатель, созданный по подобию американсого GMC-4-71. На календаре изображен прототип 1945 года с измененной внешностью. Именно такой был продемонстрирован на ВПВ в "Сокольниках".

-8

В начале 70-х Кутаисский автозавод вывел на испытания седельные тягачи нового поколения КАЗ-608В. Модельный ряд также должен был включать полноприводные двухосные тягачи, получившие обозначение КАЗ-4430. Специально для них был разработан двухосный полуприцеп КАЗ-9378. Такая комбинация с двухцветной окраской кабины была представлена на ВДНХ СССР в Москве в 1974 году. Именно выставочный экземпляр изобразили на календарике.

-9

Ну а самым инновационным и современным грузовиком того времени всё еще был тяжелый трехосный КамАЗ-5320. Уверен, что он не нуждается в особом представлении и хорошо знаком всем моим читателям. Обращу внимание лишь на оригинальную окраску с красной кабиной, зеленой бортовой платформой и синим тентом.

-10
Хочу узнать ваше мнение: был ли вам интересен такой обзор?