.
Все мы в молодости, чем-то увлекались, каждому человеку в молодости, хоть что-то, а казалось, необыкновенным, будь то литературное произведение, стихотворение, актер, или прославленный исполнитель. Например, если вспомнить мою юность, мне в мои 16 лет, казался необыкновенным Борис Гребенщиков, (создатель, автор песен и вокалист группы Аквариум), который в молодости, больше походил на Эльфа, чем на человека, чем собственно меня его песни и привлекали , как и притягивал он сам. Лишь когда Борис Гребенщиков постарел, я понял что он не Эльф, а человек. Просто, человек, своеобразно-индивидуалистичный, не такой красивый, или сказочный, (как мне казалось), как просто, с чувством собственного образа, и переменчивого вкуса, иногда, хорошего, иногда не очень, а, иногда, даже, и вовсе, дурного. Впрочем, что касается этой моей статьи, речь в ней пойдет, о куда, более старом явлении, скорее известным людям более старшего поколения, людям, чье детство, или юность, пришлись на так называемую "хрущевскую оттепель", или на последовавший, чуть, позднее, так называемый, брежневский застой. Речь пойдет о славном исполнителе Робертино Лоретти, итальянском вундеркинде, прославившемся на весь мир своим необыкновенным голосом. Впрочем, не сказал бы, что я, особенно, заслушивался его пластинками, которые у меня в детстве, разумеется были, и которые меня заставляла слушать моя школьная учительница по музыке. Впрочем, все по порядку.
Заинтересовал меня Робертино Лоретти значительно позже, и скорее, в связи с тем, что сейчас мне, намного, интереснее разгадать другое: Был ли Робертино Лоретти, так, уж, необыкновенно талантлив, (как ему приписывают), и действительно, ли, говоря о последующих годах, подразумевая исполнителей его возраста, никому, и вправду, не удалось повторить - достижения итальянского подростка, чем-то ,даже, внешне, напоминающего ничуть не менее, и позднее популярного Юрия Шатунова из скандально прославившегося в горбачевские годы перестройки - Ласкового Мая?..., Случайно сравнив фотографии юного Робертино Лоретти, и Юрия Шатунова, я поразился, насколько, они внешне похожи. Оба мальчика из бедной семьи. Разница меж ними, состоит лишь в том, что в отличие от Юрия Шатунова, ( с весьма посредственными вокальными данными), итальянский подросток , и вправду, обладал голосом необыкновенным , во всяком случае, голосом очень выразительным, и сильным. Другой вопрос, действительно ли, так его голос был настолько, неповторим, или, все таки, это лишь миф о нем?
И действительно ли, не с кем ни тогда, ни теперь, Робертино сравнить?..
… Как музыкант в прошлом, в этой заметке я попытаюсь дать свой личный ответ на этот вопрос, пытаясь как путем сравнения, так и путем музыкального анализа, выяснить это. Честно говоря, когда я уже повзрослел, и получил музыкальное образование, я сильно засомневался в том, что Робертино Лоретти, такой уж и непревзойденный вундеркинд. Мне, даже, какое-то время, казалось, что лучшие вокалисты детского советского хора (имени Попова), немногим уступали итальянскому одаренному мальчику. Не сказал бы, даже, что Сережа Парамонов , но уж Виталий Николаев, точно не уступал Робертино в вокале . И все таки, я так полагал, потому, что просто не слушал Робертино Лоретти , уже, во взрослом возрасте.
Поскольку, рассуждал я уже лишь по впечатлениям моей памяти.
Сравнив же, лишь, относительно недавно - голоса Виталия Николаева, и Робертино Лоретти,, понял, что я ошибался. Впрочем, что бы объяснить , в чем я ошибался, начал бы я издалека. Если вспомнить мое детство, конечно, как и каждый советский октябренок, а позднее, и пионер я просыпался под радиопередачу "Пионерская зорька". Начиналась эта передача в семь утра. Особенно, мне нравилась рубрика детских песеню Если говорить о хоре имени Попова, вспоминаются мне два вокалиста : Сережа Парамонов, (пожалуй, самый популярный вокалист, которого называли советским Лоретти) и , конечно же Виталий Николаев.
Кто больше из двух исполнителей мне вспоминается?
Все обожали Сережу Парамонова, который , если сказать честно, мне, совсем не нравился. Мне больше нравился, более "ангелообразный" (по образу и голосу), Виталик Николаев, который пел совершенно неземным голосом про Беловежскую пущу, (думаю, люди моего поколения, помнят этого красивого мальчика. ) Не сказал бы, что я отождествлял себя с ним, однако, мне он безумно нравился как исполнитель. Я, даже, ему , наверное, немного завидовал белой, детской завистью, (особенно, когда видел его по телевизору.)
Что касается Сережи Парамонова, конечно, славный мальчик, но слишком уж советский.
Слушая его передовые, школярские песни, я всегда вспоминал место из повести про Дубравку Радия Погудина (моего любимого детского писателя) , главная героиня которой, обладая воистину певческим голосом и музыкальным даром (доставшимися ей от бабушки ), никогда не пела на уроках пения вместе с детьми, и на вопрос учительницы, почему ты не поешь вместе с детьми, Дубравка отвечала, что не хочет петь песни про зубные щетки, и про игрушки, а хочет петь только про безмерное море, про небо, и поле…
Но, то славная Дубравка , героиня, в которую я был мальчишкой влюблен.
А к Сережи Парамонова, озвучивающего какие-то азбучные истины, (наподобие песни "дважды два четыре, это всем известно в целом мире") - был какой-то, воистину издевательский репертуар. На фоне Сережи Парамонова, Виталий Николаев, выглядел менее советским, да и песни Виталий исполнял совершенно иные. Например, про Беловежскую пущу, в которой по горькой иронии судьбы, Борис Ельцин , позднее и подписал договор о распаде СССР.
А теперь о более интересном, и важном.
Как вы думаете, какие голоса являются с музыкальной точки зрения, самыми неземными? Вам ответит любой музыкант, что голоса мальчиков, которые по небесности превзойдут голоса даже лучших оперных певиц. Это не моя точка зрения. Существуют, даже, особенные партии в операх, с которыми не справится ни одна, даже лучшая оперная певица. С такими партиями справятся только мальчики, поющие в церковном хоре. И Робертино Леретти, родившийся в бедной семье, и поющий в церковном хоре, и был, как раз, из таких мальчиков - которому, иногда, поручали петь подобные партии. Правда, тогда он был, просто, никому неизвестным Робертино.
Что необходимо в связи с этим пояснить?
Нам, людям взрослым, кажется, что когда мы слушаем лучшую оперную исполнительницу (наподобие Чирчили Бартолии, Катерины Антоначчи, Мины Маццини, Монтсеррат Кабалье ), мы слушаем неземные голоса фей, или даже ангелов. На самом деле, в понятии оперного вокала существуют "грудные голоса", и "голоса белые". Грудные голоса, это голоса хорошие на уровне хороших связок, легких, техники и выносливости исполнительницы, говоря конечно о сопрано.
А есть еще голоса "негрудные", так называемые "белые" голоса - когда, ты , не столько поешь, связками, сколько транслируешь через себя иные голоса, становишься не исполнителем, а скорее, инструментом, медиумом, или проводником.
И такие голоса ищут не у девушек.
Такие голоса ищут лишь у подростков-мальчиков, с вокальными данными, у которых еще не сломался голос. Именно Робертино Лоретти и был носителем подобного "белого", неземного голоса, чем он и привлек в себе внимание католических священников, (они первые им и заинтересовались.) Иными словами, чем меньше груди, ("грудного" в голосе) тем оперная певица или исполнитель являются непревзойденнее по уровню исполнения, особенно говоря об итальянской опере, с ее лучшими исполнителями.
Впрочем, и на этом месте хотелось бы немного задержаться.
Поскольку, в связи со сравнением "белого" и "грудного" голоса, возникает и другой, не менее закономерный вопрос. А почему, так называемые «белые голоса» ищут только у мальчиков, а не у девочек? Ответ, на самом деле, прост. У девочки, даже, с ее самыми прекрасными вокальными данными, просто нет такой силы, присущей обычно мальчикам ее возраста, это первое что хотелось бы, коснуться, по ходу этого разговора.
Второе, что хотелось бы коснуться, это, вопроса диапазона октав.
Многие восторженные поклонники пишут, что у Робертино Лоретти был диапазон в целых семь октав. Так ли это? Разумеется, это полный миф. Ни у какого певца, такого диапазона просто не существует, максимальный диапазон даже, у лучшего оперного исполнителя не превосходит три, или три с половиной октавы, изредка, четыре. Не говоря о том, что иногда смешивают понятия «вокального», или «голосового» диапазона, с «диапазоном музыкальным», (и певческим.)
Что, на самом деле, далеко, не одно и то же.
В качестве некоторого пояснения придется, даже, сказать, что то, что мы называем «вокальным диапазоном», (подразумевая самую нижнюю и верхнюю ноту, которую способен взять исполнитель), редко когда соответствует его же « вокально-музыкальному диапазону», в котором важнее, что бы эти взятые ноты еще и достаточно громко, или чисто, звучали , так, что бы это было пением, а не просто взятием ноты, или, тона. Впрочем, что касается диапазона Робертино Лоретти, диапазон у него, и вправду был богатый. Но на одном диапазоне не выедешь в мировые певцы. Важна еще красота голоса, его насыщенность, полетность и темперамент.
Все это у Робертино Лоретти, конечно же, было.
И в этом смысле, Робертино и вправду не с кем сравнивать. Даже, если сравнить Робертино Лоретти - с Виталием Николаевым, не смотря всю неземную красоту голоса Виталия, ощущаешь все таки, в его голосе, некоторую несвободу, и стесненность, не говоря, конечно же, о том, что голос Виталия просто значительно уступает в силе, при сопоставлении его с Робертино Лоретти. Правда, я не сказал бы, что голос Виталия звучит хуже прославленных подростков из детского католического хора, (которым не достает какой-то жизненности в отличие от Лореттии, и о которых речь пойдет ниже .) Однако, в сравнении с Лоретти, находишь, что уступает.
С кем еще можно сравнить Робертино Лореттии?...
Иногда израильского исполнителя Мишеля Коэна сравнивают с Лоретти.
Не смотря на его мировую известность - с Лоретти его конечно не сравнишь - ни по силе, не по красоте голоса. На самом деле, на полном серьезе, Лоретти можно сравнить лишь с мальчиками и подростками из детского музыкального, всемирного католического хора мальчиков, (которого я коснулся уже выше), хора в котором собраны лучше голоса детей, и из которых, (в свою очередь), отобраны наилучшие. Дети этого хора, действительно, впечатляют своими неземными голосами, которым, правда, не хватает жизненности, хотя и хватает "небесности".
Однако, этот хор появился лишь недавно.
Говоря о Лоретти, не следует забывать т о том, что Робертино Лоретти - певец послевоенного времени, который олицетворял росток новой, послевоенной жизни. Не думаю, что подростки из католического хора, так же проникновенно бы исполнили народную песню, или песню не академического репертуара, как исполнил бы ее, один Робертино Лоретти - который, правда, начинал так же, как и они, с пения в католическом храме. Другое дело, что все мы знаем, во что превратился знаменитый Лоретти, сейчас, в какого-то толстого буржуа.
Кстати, насчет того, что у Робертино Лоретти , сломался голос, это неправда.
На самом деле, голос у него никогда не ломался, Робертино Лоретти и сейчас неплохо поет. Миф о том, что у Робертино Лоретти сломался голос, придумали в СССР из-за сорванных гастролей, (что бы, как-то оправдаться перед народом, ожидающим приезда вундеркинда, которого просто, то ли по политическим, то ли, чисто коммерческим причинам, не отпустили в СССР.)
Дело не в том, что у Лоретти сломался голос.
Дело в том, что мальчишку, просто, откровенно заэксплуатировали, не говоря уже о более печальных вещах, подразумевая приставания откровенно сексуального характера - от взрослых девушек, из числа поклонниц, которые даже не желали замечать, что перед ними еще ребенок. Возможно, из-за подобных пережитых травм, (в связи с подобными приставаньями) мужское начало певца сформировалось, мягко говоря, подавленным. Что и служит объяснением, почему певец потерял не столько голос, сколько образ, и главное, характер, и темперамент, который угадывался в мальчике, по имени Робертино.
Чем бы я мог завершить свои исследования о Робертино Лоретти?...
Не смотря на свой уникальный, и красивый голос, Робертино конечно не ангел, а типичный итальянский, дворовый мальчик из небогатой семьи. В его исполнении угадывается, все- таки, мальчишка, а не херувим, даже не смотря на всю красоту и полетность его голоса. И это типичный итальянский мальчик, (даже маленький мачо по итальянски), живой, озорной, подвижный, но и мечтательный, по итальянски романтичный.
Этим, он собственно говоря и трогает.
Это, очень жизненный исполнитель. Даже когда Робертино поет Аве Мария Франца Шуберта, это не исполнение херувима. Это исполнение от жизни, со всей душой, открытостью, непосредственностью и искренностью верующего мальчика, (возможно, именно такой "непосредственности" и не хватает лучшим мальчикам из детского католического хора. )
Чем это исполнение, в конце концов, и уникально.
Как-то в одном из интервью, у взрослого Робертино Лоретти, однажды, спросили, как он относится к Лучано Паворотти? И певец ответил, что не смотря на все богатство певческой техники Лучано, тому не хватало сердца. На что Лучано, обидевшийся на Робертино, признался, в одном из интервью, что, если бы Лоретти не посадил сам себе голос, (или, не позволил бы этого сделать с ним), в мире было бы, на одного великого оперного певца, сейчас, больше.
Как ни странно, Паворотти был, скорее, прав.
Дело не в том, что у мальчика сел голос, дело в том, что ему посадили голос, и если бы только посадили голос. По сути, человеку сломали жизнь. Другое дело, что и наш Попов (руководитель детского хора) эксплуатировал ничуть не менее наших вокалистов, чем итальянские коммерческие деятели - Лоретти, подобно сказочному Франкенштейну вытягивая из мальчиков что-то ангельское, и тем самым нещадно ломая им не только связки, но и жизни. Судьба Сережи Паромонова, умершего молодым и никому не нужным, печально известна, как впрочем, и судьба других звездных детей - не только из хора, но и из кино.
Впрочем, Попов не зарабатывал на своих звездах деньги.
Правда, в качестве некоторого утешения (или, в качестве компенсации за предыдущее утверждение), могу совершенно точно сказать, что пока, что Робертино Лоретти никто не превзошел ни по красоте, ни по силе голоса, ни по проникновенности и полетности его исполнения. Когда, кого-то из вундеркиндов сравнивают с Лоретти, понимаешь, (сравнивая уже сам) , что это не более, чем сравнение.
Возможно, сравнение - рекламное, и эффектно, но и не более.
Однако, сравнение, на самом деле, весьма натянутое, и всегда в пользу Лоретти, (даже одним самим фактом сравнения, не говоря о его несостоятельности.) Робертино Лоретти остается единственным в своей неповторимости. И думаю, второй такой Робертино Лоретти , если и родится, то очень, нескоро,что на самом деле, может быть, отчасти, и лучше. Осталось ли, что-нибудь от прошлого Лоретти, говоря о сегодняшнем Лоретти?
Как ни странно, да...
Что же, именно осталось? Увы, не голос, и конечно, не образ. Осталась вера. Вера, говоря конечно, о католической вере. Робертино Лоретти - набожный католик, даже, еще более набожный, чем во времена, когда пел в храме, и беседовал с Папой Римским в детстве.
Всемирная слава Робертино Лоретти и началась с его католичества.