Найти в Дзене
Олег Тесленко

Подвиг экипажа танка КВ Зиновия Колобанова

Бой 19 августа 1941 года. Всем любителям истории известен этот подвиг - как один советский танк КВ подбил 22 немецких танка в боях под Ленинградом. Но мало кто знает интереснейшие подробности этого боя. Ведь фактически старший лейтенант Зиновий Колобанов командовал небольшим отрядом (ротой) из пяти танков КВ. Но командование из Гатчины поручило ему перекрыть сразу три дороги этими пятью танками, поэтому Колобанов вынужден был поставить один свой командирский танк перекрыть самую маленькую дорогу, а четыре других танка - перекрывали парами по две другие дороги. Но Колобанов был очень умным - он приказал зарыть все танки по башню, то есть экипажи и солдаты из соседнего полка вырыли ямы (эскарпы) куда и завели свои танки, так, что корпуса танков полностью скрылись под уровнем земли, и наверху торчали одни только башни, попасть в которую гораздо труднее, чем в весь танк длина корпуса которого 6,5 метров - а площадь лобовой проекции башни как цель для вражес

Бой 19 августа 1941 года.

Всем любителям истории известен этот подвиг - как один советский танк КВ подбил 22 немецких танка в боях под Ленинградом. Но мало кто знает интереснейшие подробности этого боя. Ведь фактически старший лейтенант Зиновий Колобанов командовал небольшим отрядом (ротой) из пяти танков КВ.

-2

Но командование из Гатчины поручило ему перекрыть сразу три дороги этими пятью танками, поэтому Колобанов вынужден был поставить один свой командирский танк перекрыть самую маленькую дорогу, а четыре других танка - перекрывали парами по две другие дороги.

-3

Но Колобанов был очень умным - он приказал зарыть все танки по башню, то есть экипажи и солдаты из соседнего полка вырыли ямы (эскарпы) куда и завели свои танки, так, что корпуса танков полностью скрылись под уровнем земли, и наверху торчали одни только башни, попасть в которую гораздо труднее, чем в весь танк длина корпуса которого 6,5 метров - а площадь лобовой проекции башни как цель для вражеских снарядов раз в десять меньше, чем боковая площадь корпуса танка.

Башня танка Колобанова стоящего в эскарпе
Башня танка Колобанова стоящего в эскарпе

Причем Колобанов расположил свой танк напротив крутого поворота (под 90 градусов) дороги, так, чтобы он еще заранее мог увидеть немецкие войска двигающиеся по ней.

-5

Днем советские танкисты услышали шум моторов немецких танков и сначала со стороны двух других дорог напротив позиций 4-х советских танков появились немецкие колонны и начался бой. Но вскоре и со стороны дороги, которую охранял танк Колобанова тоже появилась колонна немецких танков, впереди которой ехали мотоциклисты и штабные грузовики. Примерно в 2 часа дня Зиновий Колобанов увидел большую группу немецких мотоциклистов, а сзади них танки. Командир батальона из Гатчины приказал Колобанову немедленно стрелять и жестко приказало ему матом немедленно открыть стрельбу.

но дело в том, что чем меньше расстояние до цели, те больше кинетическая энергия снаряда, и тем лучше пробивает он броню. Поэтому Колобанов захотел подпустить немецкие танки поближе, и чтобы командиры ему не мешали попросту отключил связь со своим командованием. Мало кто знает что бронебойная сила снарядов и пуль очень сильно убывает с увеличением расстояния до цели. Так, если ствол орудия находится почти вплотную к пробиваемой броне, то обычный бронебойный снаряд (стальная болванка) имеет максимальную бронепробиваемость и он может пробить броню толщиной почти 2 своих калибра (то есть для 76 мм пушки максимальная бронепробиваемость в упор - примерно 150 мм). а вот на расстоянии нескольких десятков метров до цели бронепробиваемость уменьшается и становится примерно полтора калибра 1,5. На дистанциях несколько сотен метров (например полкилометра) - бронепробиваемость приближается уже всего к одному калибру 1,0. А на дистанциях около километра - бронепробиваемость уже около половины калибра. А при расстояниях нескольких километров толщина стальных листов которые может пробить снаряд становится и вовсе небольшой - меньше половины калибра. Поэтому совсем не зря опытный и умный командир танка Зиновий Колобанов прошедший перед этим Финскую войну не торопился открыть огонь издалека по немецким танкам - он постарался подпустить их поближе, чтобы бронепробиваемость его снарядов была бы как можно сильнее. Да и точность стрельбы на близком расстоянии тоже гораздо лучше. Поэтому он пропустил мотоциклистов и приготовился стрелять только по танкам.

Наконец, когда немецкие танки (вероятно это были средние немецкие танки типа Pz-III) стали проходить прямо перпендикулярно направлению стрельбы, то танк Колобанова открыл огонь. Он подбил головной немецкий танк, потом задние и этим закупорил всю колонну. А немцы сначала не могли понять откуда стреляет советский танк - дело в том, что на местности очень плохо видны низкие предметы, высота которых примерно равна высоте травы, а высота башни танка высовывающаяся над землей - примерно метр, это чуть ли не вровень с травой. Я лично когда бывал в поле с высокой травой, то издалека - с расстояния больше полкилометра довольно непросто увидеть даже высокий грузовик высота кабины которого два с половиной метра - потому, что наполовину своей высоты он скрыт тысячами стебельков травы которые находятся между ним и глазом наблюдателя, а разглядеть с полкилометра танковую башню всего на метр высовывающуюся из земли - вообще почти невозможно! Поэтому вначале танк Колобанова почти беспрепятственно расстреливал немецкие танки. Но через несколько минут и немцы догадались откуда по ним велась стрельба - и по звуку выстрелов, и по вспышкам огня и дыму выстрелов. Началась неравная дуэль одного советского танка против двадцати немецких. Но неравной она была наоборот - в пользу советских танкистов, потому, что и броня советского танка была толще и непробиваема для немецких танков, и сам он был неуязвим, закопанный по башню в землю.

Цитата из наградного листа близко к тексту: "Во время этого боя Колобанов лично корректировал огонь башенного орудия, и стрельбу радиста из пулемета по по убегающим экипажам немецких танков. За это время было уничтожено 22 танка противника (бой против танков продолжался всего 30 минут), и три мотоцикла, а всего этой ротой советских КВ было уничтожено 43 немецких танка. Противник, видя большие потери своих танков открыл ураганный артиллерийский и минометный огонь по месту стоянки танка тов. Колобанова. Но было уже поздно, танк уже занял другую позицию (из второго эскарпа), и вел огонь по уничтожению огневых точек противника. К этому времени в танке оставалось 12 снарядов (из 220), нужно было уходить на дозаправку. Взяв с собой 2-х раненых младших лейтенантов и 5 раненых красноармейцев , танк ушел на дозаправку..."

Поэтому через полтора часа боя (это вместе с контрбатарейной стрельбой по немецким пушкам) на месте побоища остались 22 сгоревших немецких танков уничтоженных выстрелами танка Зиновия Колобанова. Но и в соседствии с этим местом валялись еще 21 немецкий танк, подбитых четырьмя другими танками КВ роты Колобанова - итого 43 немецких танков уничтоженных всего за один день фактически в одном бою всего пятью советскими танками.

-6

Однако читатели не представляют себе что же там на самом деле творилось! Ведь несмотря на то, что вначале немцы растерялись, но все-таки они смогли понять с какой стороны по ним ведет огонь хорошо замаскировавшийся одинокий советский танк. И тогда они стали прицельно бить по нему. Дело в том, что хороший танкист из неподвижно стоящего танка легко попадает в березу толщиной 20-30 сантиметров. Вот поэтому немецкие танкисты постепенно приловчились и стали попадать своими снарядами попадать в башню танка старшего лейтенанта Зиновия Колобанова. Однако толщина лобовой брони башни танка КВ была "не по зубам" снарядам немецких танков, и при ударе о переднюю плиту все они просто рикошетировали и свечкой взмывали вверх! (не удивляетесь - немецкие бронебойные снаряды в большинстве случаев были обыкновенными "болванками" - то есть чисто стальное тело, безо всякой взрывчатки и взрывателя, поэтому при ударе о броню, если им не удалось проломить ее, то немецкие снаряды рикошетировали от советской брони. И вот после боя экипаж Колобанова насчитал 156 таких попаданий в их танк!

Вероятно это фотография не танка Колобанова, а совсем другого танка типа КВ - потому, что видны попадания снарядов среднего калибра.
Вероятно это фотография не танка Колобанова, а совсем другого танка типа КВ - потому, что видны попадания снарядов среднего калибра.

Но по этому поводу у автора имеется интересный вопрос: а каким собственно способом советские танкисты произвели этот подсчет? Ну да: Как они считали? И хотя читатели наверное поразятся наивности вопроса: ведь арифметику знают почти все технически грамотные люди, и никакого труда сосчитать до полутора сотен ни у кого нет. Но на самом деле тут имеется огромная закавыка. Вот вы посмотрите на переднюю сторону башни танка - именно она все время была обращена лицом к немецким танкам, и именно в нее и видимо попадали все немецкие снаряды. Но суть в том, что уж больно мала площадь лобовой проекции башни танка! Ее высота всего один метра, а ширина примерно полтора метра. И вот на эту площадь пришлись 156 попаданий! И ясное дело, что броня ни разу не была пробита! Но ведь на ней должны были остаться отметины - маленькие углубления? Впрочем, если броня не пробита, то эти углубления настолько малы, что их без увеличительного стекла вряд ли различишь. Читатели может быть не сразу поверят автору, но лично меня поразило, что по опыту русско-японской войны когда стали тщательно рассматривать места попаданий крупнокалиберных японских снарядов в толстую броню русских броненосцев, то оказалось что нередко отметины очень малы - углубления всего лишь около одного дюйма - то есть примерно 25 мм - и это от японских снарядов главного калибра диаметром 305 мм и весом 386 кг и с огромной кинетической энергией! Ясное дело, что отметины от немецких снарядиков на лобовой броне танка КВ калибром вероятно 50 мм были всего лишь примерно 2-5 мм. И вряд ли советские танкисты с увеличительным стеклом стали искать эти вмятинки и считать их!

Но как же тогда эти герои-танкисты сосчитали попадания в их танк? А я полагаю, что все было чрезвычайно просто - они вовсе не собирались считать зазубрины и вмятины на броне танка, а на самом деле он в бою считали звук от ударов снарядов о броню! Дело в том, что при сильном ударе металла о метал, раздается чудовищный грохот. Например если вы стукнете кувалдой о железную бочку, то это будет слабое подобие, того грохота как снаряд ударяет о танк - весь танк от такого удара буквально сотрясается, несмотря на то, что броня и не пробита. Грохот внутри танка несомненно стоял страшный. И после войны один из последних оставшихся в живых танкистов этого экипажа вспоминает перед видеокамерой что они буквально глохли от ударов немецких снарядов о броню их КВ! Лично я в жизни всего один раз слышал звук взрыва боеприпаса, но никогда не забуду этого состояния. Я спокойно шел по лесу, а примерно в километре от меня через болото и деревья какие-то парнишки взорвали небольшой заряд взрывчатки (возможно маленький снаряд). Так вот грохот был такой, что за километр от взрыва у меня целую минуту (то есть примерно 60 секунд) непрерывно стоял звон в ушах, хотя сам звук взрыва кончился меньше чем за секунду! А вы представьте какой грохот от попаданий в броню вражеских снарядов стоит внутри танка! Так вот именно этот грохот и считали советские танкисты. "Один снаряд, второй, третий, сотый, сто пятьдесят шестой..." Непроизвольно считал каждый из них.

-8

В КВ стоял непрерывный грохот от попаданий вражеских снарядов. А пороховые газы собственной пушки вырывавшиеся после выстрела из открытого затвора в башню отравляли советских танкистов. Обычно танки стреляют недолго - десяток другой выстрелов и бой кончается победой той или другой стороны, но в данном случае было выстрелено 98 снарядов (из 220 погруженных в танк перед боем) и наверняка большую часть они выстрелили в разбегающихся немцев, которые ехали не только на танках, но и на грузовиках и мотоциклах. И при каждом выстреле по немцам внутрь башни КВ вырывались удушающие пороховые газы. Жара там стояла конечно обжигающая. экипаж танка Колобанова наверняка чуть ли не терял сознание к концу боя. А кроме того от ударов вражеских снарядов о броню внутри танка откалывалась окалина или мелкие кусочки стали, и эти крупинки больно резали лица советских танкистов. Но все-таки в бою у совхоза Войсковицы 19 августа 1941 года экипаж танка Зиновия Колобанова уничтожил 22 немецких танка, экипаж лейтенанта Сергеева - 8 немецких танков, танк лейтенанта Ласточкина 4 танка, младшего лейтенанта Дегтяря тоже 4 танка, а младшего лейтенанта М Евдокименко 5 танков, при этом сам командир танка Евдокименко был убит в этом бою, трое членов его экипажа были ранены, но последний пятый немецкий танк механик-водитель Сидиков уничтожил таранным ударом!

Экипаж танка КВ-1 старшего лейтенанта Зиновия Григорьевича Колобанова

Об этом бое поэт Александр Гиттович в сентябре 1941 г написалл поэму: "Танкист Зиновий Колобанов" (поэма написана 26 сентября 1941):

Все это было так: в молчании суровом

стоит тяжелый танк, в леске замаскирован.

Враги идут толпой железных истуканов

Но принимает бой Зиновий Колобанов.

И сквозь разрывов грохот

мир смотрит на равнину

Где старший лейтенант повел на бой машину.

И вот он немцев бьет как богатырь былинный

Вокруг него лежат разбитые машины.

Уже их двадцать две как буря разметала

Они лежат в траве осколками металла

Цитата из книги Михаила Барятинского "Советские танки в бою" (2006) стр 296-300

Подобные подвиги совершали и другие танки типа КВ:

8 ноября 1941 г экипаж танка КВ лейтенанта А. Мартынова отразил из засады атаку 14 немецких танков, уничтожив 5, и захватив в качестве трофеев еще 3 немецких танка. Вскоре эти 3 немецких танка были отремонтированы и воевали уже в составе 16-й танковой бригады. За этот бой лейтенант Мартынов был представлен к званию героя Советского Союза.

9 декабря 1941 года экипаж танка КВ-1 лейтенанта П. Гудзь из 89-го отдельного танкового батальона вступил в бой с 18 немецкими танками, подбил 10 из них, а также 4 противотанковых орудия.

Командир взвода 158-й танковой бригады Юго-Западного фронта Д.Шолохов 30 июля 1942 г на своем КВ уничтожил 8 танков противника. А командир танка КВ 15-й танковой бригады С. Коновалов прикрывая отход товарищей (в Ростовской области), остановил вражескую колонну, уничтожил 16 танков, 2 бронеавтомобиля и 8 машин.

Статьи сайта "Раскрытие тайн"