Найти тему
Большая перемена

Творческая свобода на ЕГЭ

Раньше я считала, что сочинение тяжело даётся тем ребятам, которые мало пишут и не умеют рассуждать, размышлять, выражать свои мысли на письме. А потом познакомилась с Алёшей - вдумчивым и рассудительным одиннадцатиклассником. И в полной мере осознала, как это сложно - написать текст, который соответствует всем критериям оценки сочинения ЕГЭ, и остаться самим собой. Мы с Алёшей прошли через невероятные муки творчества, и, как мне кажется, остались людьми, не вступившими в сделку с совестью. Расскажу эту историю.

Для начала несколько слов о сочинении. Оно должно быть написано по прочитанному тексту и по определённому плану. План нарушать нельзя. Пропускать пункты из плана тоже нельзя. (Можно, конечно, но отсутствие пункта - это потеря баллов.) Некоторым ребятам нравятся такие жёстко заданные условия: пиши по порядку, следуя плану, - и будет тебе счастье. Но только не Алёше.

На первом занятии он внятно и аргументированно мне объяснил, что писать по плану - это воспитывать в себе человека, живущего по готовым шаблонам, не думающего самостоятельно. "Это уловка государственного образования, - толковал Алёша. - Какие-то люди (назовём их экспертами ЕГЭ) за меня решили, как я должен писать сочинение. Это как с выборами, когда за нас выбирают президента. Как с новостями по телеку, когда за нас решают, что мы должны и что не должны знать. Я не буду участвовать в этой игре. Не буду писать сочинение по плану. Понимаешь, Юль?"

Я понимала. Мой внутренний подросток вопил в ответ: "Алёша, и я не буду!" Но нам были нужны хорошие баллы для поступления в приличный вуз. Мы разобрали и посчитали по баллам десятки хорошо написанных Алёшиных сочинений, напоминающих эссе и совершенно не подходящих для ЕГЭ. Алёша и сам понимал, что с таким подходом его результат по русскому будет так себе. Но отказаться от своих убеждений не мог. Тупик.

Однажды мы разговаривали о внутренней эмиграции. Вспоминали, как в годы советской власти люди с высшим образованием и учёными степенями работали дворниками, кочегарами, лифтёрами. Низкий социальный статус освобождал их от государственного надзора и дарил творческую свободу. И тогда мы с Алёшей подумали: а что если в сочинении, формально написанном по всем канонам, высказать свою точку зрения, поспорить с автором текста, показать свою личность, озвучить свои жизненные принципы? И у нас получилось.

Алёша прекрасно сдал экзамен. А я до сих пор думаю: чему мы с ним научились на наших уроках? Подстраиваться под реальность? Или сохранять ощущение внутренней свободы?