Было это давно, лет мне было 15 или 16, тогда обычно на все каникулы родители отправляли меня к бабушке в деревню. Не знаю как сейчас, а тогда нам это нравилось. Да и что делать в городе в летнюю пору? А в деревне было гораздо интереснее.
Самое главное, что к нам, подросткам, в деревне относились как-то проще, никто не контролировал каждый твой шаг, не требовал сообщать куда и с кем пошел, когда вернёшься и т.д. и т.п. Мы целыми днями зависали то в лесу, то на речке, то еще каких занятий себе находили. Да и по вечерам сильно домой никто не загонял, иногда могли и до утра просидеть где-нибудь на выгоне.
Попробуйте в городе просидеть в подъезде до утра и не сказать где вы будете ошиваться. Но это город, а то деревня, там все всех знают, все друг у друга на виду. Да и кого там бояться? Чужой человек виден сразу и издалека.
Был там у меня дружок - Витька, тоже городской, но из другого города, жил у бабки через пяток дворов от меня, мы с ним быстро сдружились и до сих пор поддерживаем связь.
А тем временем настала пора гороха. Я думаю не надо рассказывать, что такое свежий горох, сочный, вкусный.
Ну а где взять горох летом в деревне? Ясное дело не в магазине, хотя современной молодежи это может показаться странным. Но деревенский магазин и сейчас не тянет даже на захудалую Пятерочку, а что говорить про "святые" 90-е.
На огороде? Тоже ответ неправильный, не сажали на огородах горох, не нужен он там никому в деревне. Бесполезное для деревенского подворья растение.
Поэтому взять горох можно было на колхозном поле. Говоря современным языком - украсть. Но тогда это не было чем-то предосудительным, скорее наоборот, если ты имел возможность свистнуть что-то колхозное, но не свистнул - то на тебя будут смотреть как на дурачка. Даже поговорка была: все вокруг колхозное - все вокруг мое.
Но колхоз почему-то думал иначе и вокруг полей регулярно мотались "дежурки", основная цель которых была как раз пресекать хищения.
А что такое гороховое поле? А вот примерно что такое:
Прятаться на таком поле решительно негде и поэтому сбор гороха в дневные часы был занятием достаточно затруднительным.
Ну и под "сбором" подразумевалось совсем не то, что многие тут подумали. Идиотов собирать именно гороховые стручки в деревне не было. Это долго и неэффективно. Есть способы гораздо проще.
Брался мешок, коса или серп, после чего горох тупо выкашивался под корень и трамбовался в мешок. Мешок грузился на велосипед и отвозился домой. А потом уже с добычи обрывались стручки, а все остальное шло на корм домашнему скоту, у меня бабушка держала коз и они были такому угощению очень рады.
В общем созрел у нас с Виктором план совершить набег на гороховое поле. Ясное дело ночью. В темноте и прятаться легче и дежурку далеко видно по фарам.
Тем днем погода была не очень, то и дело срывался дождь. С одной стороны возиться с мокрым горохом удовольствие так себе, с другой - дороги там грунтовые и после дождя особо не поездишь, что снижало вероятность встречи с "дежуркой".
В общем как только на деревню легла ночь мы взяли косу, мешки и поехали на колхозное поле. Велики предусмотрительно оставили в посадке, а сами выбрались на пригорок. К ночи немного распогодилось, тучи разошлись и вышла полная луна.
И тут на соседнем пригорке мы увидели то, от чего волосы у нас встали дыбом и не только на голове.
В лунном свете стояла смерть, так как ее и рисуют, в темном балахоне и с косой.
Сказать что мы испугались - ничего не сказать. Мы побросали все что было в руках и стараясь лишний раз не шуметь бросились наутек.
В посадке немного отдышались и научный материализм вместе с любопытством дали о себе знать. Мы решили тихо-тихо вернуться и еще раз посмотреть.
В общем выползаем мы на тот пригорок и видим, что эта самая "смерть с косой" трамбует горох в мешок. "Смертью" оказался дед в армейской плащ-палатке с накинутым капюшоном. Видимо он стал поточить косу, да о чем-то задумался, а его силуэт в лунном свете представил классическую картину "смерть с косой".
Дед набил гороху в мешок, привязал его на велик и был таков. Мы тоже не стали мешкать и скоро вернулись домой с добычей, но тот случай вспоминаем до сих пор.