Найти в Дзене
Ольга Мордашова

Заикание излечимо?

О заикании и других темпо-ритмических нарушениях речи - на канале логопеда и многомамы. К темпо-ритмическим нарушениям речи относят тахилалию - ускоренный темп речи, брадилалию - замедленный темп, и заикание .

Все вышеперечисленные нарушения чаще всего нуждаются не только в логопедической коррекции. Только логопед здесь вряд ли добьется успеха. При каждом из этих нарушений необходимо копать глубже, выясняя, где же первопричина этого состояния. Только устранив ее, можно рассчитывать на успешную логопедическую работу .

Копать часто приходится долго и разнообразно, начиная от генетика и эндокринолога, заканчивая психиатром и психологом .

Брадилалия, или патологически замедленная речь часто является признаком эндокринологических нарушений, может быть наследственным состоянием, симптомом общей ослабленности и астении .

Тахилалия, или ускоренная речь, часто сигнализирует об устойчивом неврозе, но также может быть и наследственной, или свидетельствовать об общей возбудимости .

С заиканием все ещё интереснее. Как ни странно, мне в моей практике дети с заиканием попадались редко, хотя вроде должны бы. У детей с ДЦП, с которыми я работала, заикание тоже нередко. Но среди них попался только один.

Второй случай в моей практике был классикой жанра - девочка, молчавшая почти до трёх лет, лавинообразно заговорившая, обрадованные родители, начавшие спешно учить с ребенком стихи...

И третий случай мой любимый. С мальчиком начали заниматься в марте, через пень-колоду, все время болел, в мае началась дача... Собирались продолжить занятия в сентябре, с сентября же я им посоветовала пойти на вокал или флейту. В сентябре никто не перезвонил, объявились аж в январе - с благодарностью. Ребенок стал заниматься на флейте, и через пару месяцев о заикании остались лишь воспоминания.

Ситуация с заиканием немного похожа на ситуацию с леворукостью и левшеством, которые вовсе не синонимы, а два разных человека. Читайте у меня на канале статью с соответствующим названием. Ведущая рука одна - левая, а люди разные, одна категория с интересным мышлением, вероятной одаренностью, и другая - с трудностями в развитии и обучении.

Так же и с заиканием - ведущий симптом один, но в рамках этого симптома выделяются две формы заикания - невротическая и неврозоподобная .

Невротическая форма заикания возникает на фоне нормального или опережающего речевого и интеллектуального развития, часто - после стресса, при излишней стимуляции речи. Такое заикание часто возникает у двух-трёхлетних эмоциональных умненьких, рано заговоривших детей, которых активно водят на интеллектуальные развивашки, учат с ними стихи, много читают книжек не по возрасту, дарят много впечатлений - активно водят на спектакли, концерты, в цирк... Незрелая психика не справляется с нагрузкой, под маской "почти взрослого", разумно рассуждающего человека часто не замечают совсем маленького ребенка, которому нужен режим и спокойствие.

Такое заикание часто проявляется в напряжённой ситуации и исчезает в привычной и спокойной, часто формируется выраженный страх говорения, из-за чего эту форму заикания ещё называют логоневрозом .

Неврозоподобная форма заикания - совсем другое состояние, признак неврологического неблагополучия. Такие дети отстают в моторном и речевом развитии, заикание часто сочетается с дизартрией. Дети чаще всего менее критичны к своей речи, чем дети первой группы, страха речи не испытывают или испытывают в слабой степени.

Соответственно коррекционная работа при этих двух формах заикания будет отличаться. При первой будет направлена в основном на нормализацию психологического состояния, при второй - неврологического статуса. Специалист первого выбора в первом случае - психотерапевт, во втором - невролог.

Но в обоих случаях наилучший результат достигается при комплексной работе - педагогической, психологической, медикаментозной, физиотерапевтической.

Часто даёт хорошие результаты при заикании обоих форм музыкотерапия. Любого вида, а если нет возможности пройти именно терапию - любое включение музыки и ритма в жизнь. Лучше всего классики и фольклора. Народные песни, танцы, игра на музыкальный инструментах, занятия в хоре или вокалом - показаны детям с заиканием. Не как замена другим терапевтическим мероприятиям, а как дополнение.

А что же логопед? Занятия с ним необходимы. Но только как дополнение к работе невролога или психотерапевта. Речь в случае с заиканием - лишь следствие внутреннего неблагополучия. Нельзя лечить следствие, не разобравшись с причиной.