Внутреннее предпринимательство в Российских компаниях набирает обороты.
Есть предположение, что вскоре этот вид взаимодействия с ценными кадрами компании будет единственно возможным. В противном случае именно эти люди создадут на рынке компанию – прямого конкурента бывшему работодателю.
Но, помимо потенциальной конкуренции, внутреннее предпринимательство – мощнейший драйвер развития компании. Смелые решения, нестандартный подход, 100% вовлеченность и безусловная готовность нести ответственность за результат – благодаря таким сотрудникам компания буквально взлетает.
Возможно ли сделать из сотрудников компании внутренних предпринимателей? Да, но не из каждого.
Большинству людей комфортнее работать по найму. Они не готовы рисковать и думать иначе, чем прописано в должностной инструкции. Что прекрасно – без исполнителей не работает ни один бизнес)
Как разглядеть в своих сотрудниках внутренних предпринимателей и взаимодействовать с ними:
1. Присмотритесь к проектам или продуктам в вашей компании, которые работают более, чем хорошо. Кто придумал идею? Кто реализовал? Кто сейчас руководит этим проектом?
Пообщайтесь с этими коллегами – возможно, у них давно есть супер-идея, которая не была услышана.
Обсчитанная, с пониманием как её реализовывать и первоначальными наработками – пусть даже на коленке.
Нашли таких сотрудников в своей компании? Поздравляю – это ваши будущие внутренние предприниматели!
Почему стоит изменить их статус, а не оставить, например, в должности «руководитель проекта»?
Потому что когда человек работает как самостоятельная единица внутри корпорации, на него, с одной стороны, не давит бюрократия и связанные с ней проволочки. С другой стороны – в его распоряжении все ресурсы компании – IT платформа, рекламные возможности, бухгалтерское сопровождение и остальные бенефиты юридического лица.
2. Если с каждым успешным сотрудником пообщаться лично возможности нет - проведите внутри компании «битву стартапов». Предложите коллегам придумать проект, оцифровать его и наметить план реализации. Отличные идеи наверняка найдутся, и теперь вы знаете, что делать (если нет, перечитайте п. 1)
3. Оцените свои силы – готовы ли вы выделить бюджет на реализацию новой идеи и не вмешиваться в процесс? Это критически важно. Если доверяете человеку – доверяйте на 100%.
4. Фиксируйте письменно все договоренности – финансовые показатели, срок окупаемости, размер инвестиций
5. Будьте готовы к тому, что проект провалится и заранее сформулируйте дальнейший формат взаимодействия с вашим внутренним предпринимателем.
И в заключение несколько слов про возможный юридический статус внутреннего предпринимательства (обозначу самые часто встречающиеся):
- сотрудник может открыть ИП и в рамках проекта оказывать вам услуги по договору
- сотрудник может стать владельцем небольшой доли акций компании-работодателя. Это повысит степень ответственности за результат и собственную значимость.
- можно выделить отдельное структурное подразделение внутри компании: ваш внутренний предприниматель будет получать оклад как Директор Департамента, а так же долю прибыли от реализованных проектов