О чем фильм «Падение кондора», снятый в СССР в 1982 году? Пожалуй, о драконе. Почему о драконе, ведь фильм сугубо реалистичный и рассказывает о диктаторе в одной Латиноамериканской стране и его охраннике, постепенно выросшем до правой руки шефа? Потому что тут, как в сказках, героя искушают золотом и властью. И еще, как ни странно, любовью. Ибо со временем отношения диктатора и Мануэля все больше напоминают отношения отца и сына. Своему охраннику глава государства доверяет самые сокровенные мысли о жизни и о власти. И, похоже, Мануэль искренне любит своего шефа, именно поэтому он делает то, что делает в конце фильма. Его "отец" оказался слаб и вот...
Падение Мануэля происходит постепенно. Казалось бы, что плохого в том, что он хочет вырваться из нищеты? Это каждый хочет. Весь вопрос какими методами это делать. А Мануэль не просто "хороший солдат", выполняющий приказы. Это еще можно понять. Армия - есть армия. Он - инициатор, он сам предлагает узнать кто снабжает провизией партизан в его родной деревне. И вот уже корчится под пыткой падре, который крестил Мануэля. Помните, как у Шварца? "Всех учили. Но зачем же ты оказался первым учеником, скотина этакая?"
Оба героя вышли в буквальном смысле из народа. Диктатор раньше был забойщиком скота, солдат Мануэль родился в бедной деревне. И хотя бы за это надо сказать режиссеру, Себастьяну Аларкону, спасибо. Любили у нас отрицательных персонажей дворянами-буржуа-богачами делать. Тут хоть жизненная правда соблюдена. И диктатор в исполнении Юрского при том, что он явно находится на «темной стороне», не дурак, не урод, не маньяк а вполне вменяемый умный человек.
Вместе с героями мы проживаем лет 5-10, они меняются внутренне и внешне. И вот тут я хочу сказать хорошее слово о гримерах. Мануэль в первые минуты фильма и Мануэль в конце разительно отличается. Герой и вправду повзрослел лет на 10.
Минусы.
Сцена в бассейне. Точнее, голая задница Юрского. Слушайте, Юрский - это не Брэд Питт в расцвете молодости и красоты. Смотреть там не на что. Так зачем?
Заключительная сцена. Я могу понять почему в конце фильма Аларкон снял с диктатора штаны. Сделано это, чтобы унизить героя. Но, опять же, зачем? Вы можете себе представить, что политический деятель разбирает свои документы в сорочке и при галстуке, но без брюк? Вот и я – не очень.
Этими двумя эпизодами сильно понизили градус фильма. Могла получиться такая великолепная история о том, как сын восстал на отца. А вышло – то, что вышло. Неплохо. Но не гениально. Чуть-чуть больше пафоса (вот тут он был как раз нужен), чуть-чуть более легендарные, более типические герои, и – шедевр. Но увы. Не дотянули.
P.S. Фильм снимали в Баку. Поэтому в роли памятника павшим - монумент 26 бакинским комиссарам, снесенный в 1990-х.
Афиша с сайта https://www.kinopoisk.ru/film/42870/