Найти тему
Контактный рельс

Зачем нужен помощник машиниста и управляет ли он поездом

Помощник машиниста - профессия известная и на железной дороге распространенная. Однако несмотря на это, в среде обыкновенного обывателя, с железной дорогой малознакомого, профессия эта, а вернее то, чем должен заниматься помощник машиниста, представляется чаще всего неверно. Большинство людей думают, что как второй пилот на самолете, и что это человек, который тоже участвует в управлении поездом, наравне с машинистом. Однако на практике это не совсем так, ведь даже профессия называется "помощник", то есть человек, который помогает.

Работа машиниста как известно очень ответственна и требует постоянного повышенного внимания к любым мелочам. Разумеется, когда ты часами не имеешь возможности элементарно расслабиться, организм попросту устает и машинист может упустить из виду какую-либо важную деталь. Чтобы этого не произошло, к нему и приставлен помощник. Итак, первая функция помощника машиниста - наблюдение за обстановкой.

Помощник обязан наблюдать за показаниями приборов, сигналами светофоров, слушать передаваемые диспетчером указания, и дублировать их машинисту, на случай, если тот сам не заметил, или пропустил какую-то важную информацию.

Если речь идет об электричке, то на остановках, помощник машиниста должен следить за безопасной посадкой и высадкой пассажиров, смотреть чтобы все проходило в штатном режиме. В следующий раз, когда решите воспользоваться этим видом транспорта, обратите внимание, что во время остановки, помощник всегда стоит в дверях кабины, а если станция изогнутая, многолюдная, или с большим количеством разных элементов, закрывающих обзор, может и вовсе выйти, и после закрытия дверей пройтись вдоль состава на несколько вагонов назад, чтобы иметь возможность видеть двери поезда, по всей его длине. И только после этого, вернувшись, он даст сигнал машинисту о том, что все в порядке, и можно отправляться.

Кроме того, именно на помощнике машиниста во время рейса, лежит важнейшая задача по контролю за техническим состоянием поезда. Перед началом поездки, он должен осмотреть состав, убедиться в исправности всех узлов и механизмов, и в случае выявления мелких дефектов, самостоятельно устранить их, а при наличии более серьезных, доложить об этом соответствующим ответственным лицам.

Ну а что же касается управления поездом, то все же помощник машиниста - не второй пилот. Если все происходит в штатном режиме, то поездом он не управляет (если не считать управлением подачу звуковых сигналов там, где это необходимо). Однако это вовсе не означает, что он не должен иметь таких навыков. В различных ситуациях, от него может потребоваться, что называется перехватить управление составом. Так что знать, как это делается и уметь на практике, он все же должен.

Ввиду всего этого, устроиться помощником машиниста придя что называется с улицы, или пройдя короткую подготовку, у вас не получится. Помощник должен знать техническое устройство поезда, значения различных используемых на железной дороге сигналов, правила сцепки и расцепки вагонов, на случай экстренных ситуаций, уметь управлять поездом, и много чего еще. Поэтому. не смотря на кажущуюся простоту, учатся на эту профессию годами. Ну а там, при наличии желания, можно со временем и на машиниста переучиться.