Обычно к 1 сентября одиннадцатиклассники, а особенно их учителя уже знают 5 открытых направлений итогового сочинения, внутри которых формируются конкретные темы. Чтобы было понятно, поясню на примере: направления прошлого года (они были озвучены 1 сентября 2018 года, то есть за три месяца до декабрьского сочинения)
«Отцы и дети»
«Мечта и реальность»
«Месть и великодушие»
«Искусство и ремесло»
«Доброта и жестокость»
Конкретные темы ученики узнали непосредственно в день написания сочинений, а именно 5 декабря 2018 года. Заходит условный Ваня Иванов в 9 часов 45 минут в класс и узнаёт, что ему предложено 5 тем в рамках известных направлений:
Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
Что мешает человеку реализовать свою мечту?
Почему желание мстить опустошает душу?
Какова роль искусства в жизни общества?
Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
На одну из этих тем Ваня рассуждает и подкрепляет свои рассуждения примерами из литературы (хотя бы одним).
Я со своими учениками старалась охватить хотя бы 3 направления, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям. Допустим, тема сформулирована в виде цитаты:
Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?
Если ученик не понял смысл цитаты, он не сможет аргументированно согласиться или не согласиться со словами Солженицына, а значит, направление "Месть и великодушие" для него закрыто. Но он может вспомнить, что, разбирая направление "Доброта и жестокость", мы перечитывали рассказ Андрея Платонова "Юшка" и значит, он легко может ответить на вопрос: Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
Но то было в прошлом году. В этом, к сожалению, ни к первому, ни к четвёртому сентября, мы направлений не дождались. Зато на открытом родительском собрании министр образования РФ Ольга Васильева сказала, что негоже за год объявлять темы сочинений. Странно, что министр не в курсе, что темы объявляют за 15 минут до экзамена, но явно в этом году направлений нам не ждать. Кроме того, появились материалы форума учителей в РУДН, где говорится, что не будет новых направлений, а будут использоваться все темы итогового сочинения, накопленные за 5 предыдущих лет, потому что, во-первых, все направления в привычном виде фактически исчерпаны, а во-вторых, это якобы защита от списываний из интернета (не смешите меня: кому надо - тот спишет, да ещё в своей школе, со своими учителями и без камер). Но самое интересное, что ФИПИ (официальный источник) упорно хранит молчание, а педагоги выуживают по крупицам информацию и строят догадки. Ну-ну, подождём ещё, мы же никуда не торопимся, у нас до сочинения уйма времени: целых три месяца. А пока ждём, предлагаю не терять времени и начинать читать хотя бы небольшие по объёму, но многопроблемные по содержанию произведения. О некоторых из них я рассказывала в статье "Литература для итогового сочинения и ЕГЭ". Авось пригодится. Всем удачи. Как только ФИПИ даст вразумительные комментарии - сразу напишу.