Современные фото Денис Дьяконов и Митя Гусев.
Лабытнанги. Самый восточный и один из самых холодных пунктов Северной железной дороги. Вокзал Лабытнаги - крупнейшее здание на левом берегу нижней Оби, на многие-многие километры.
По схеме, это тупиковая станция, но рельсы здесь не обрываются. Одна наезженная ветка скрывается за оградой речного порта...
... а вторая, темная и ржавая, словно ведет в никуда и упирается прямо в обские воды. Сверху это особенно наглядно. Тупик ветки, грубо сбитый из цельных шпал, выглядит готически мрачно.
Это самый короткий участок исчезнувшей Трансполярной магистрали. Но именно здесь происходили события , которые дважды решили судьбу "501ой" стройки.
На берегах Оби, в месте Каменный мыс, в 1947ом году было запланировано строительство секретной базы советского ВМФ, с городком и железнодорожной инфраструктурой. Лагерные рабочие команды соорудили пятикилометровый обский причал и ряд зданий. Но скоро выяснилось, что мелкие воды Обской губы для военных кораблей не подходят. Дорогу было решено продлить до Игарки, а в перспективе, провести линию через всё арктическое побережье Союза. Строительство велось силами заключенных нескольких лагерей ГУЛЖДС и вольнонаемного персонала.
Правый берег Оби зрительно едва угадывается. В прежние времена, зимой, река превращалась в накатанный тракт знаменитых обдорских ямщиков. Но для магистрали стала первой большой преградой, которую почти невозможно было преодолеть. Надежда построить мост через Обь исчезла вместе с результатами изысканий. Ходили слухи, что в этих местах, под основным её руслом, течет ещё и подземный поток. Летом проблема переправы решалась с помощью мощных железнодорожных паромов, но что было делать зимой, которая длилась здесь 9 месяцев?
Ледовые железнодорожные переправы уже существовали до этого. Их наводили через Амур и Байкал, во время строительства Транссиба. Потом, в Блокаду, рельсы клали на лёд Ладоги, а в победном 1945ом ледяной мост построили в районе Комсомольска-на-Амуре, на "500ом" проекте.
Перед переездом через Амур составы тогда распускались и небольшие маневровые локомотивы тащили на правый берег по два-три вагона. Но в Арктике такого не устраивал никто и никогда.
Больше того, здесь планировалось, впервые в истории, проводить по ледовой переправе целые поезда из паровозов О и двуосных вагонов.
Весь прежний опыт годился лишь отчасти. Двухметровый зимний лёд Оби был крепок, но никто не знал, как он поведет себя под такими нагрузками! К большому сожалению, архивных фото строительства "Мертвой дороги" очень мало. Мы нашли единственную, где сохранился вид той ледовой трассы через Обь.
Над её проектом работали четыре секретных НИИ Объединенной северной экспедиции, сотни ведущих инженеров и путейцев. Но все теоретические изыски оказались хороши лишь на бумаге. Первые две попытки, с десятиметровой дополнительной наледью, закончились крахом и ушедшим под лёд паровозом. Трассу нужно было укреплять, и довольно значительно.
И по сей день берег вдоль полотна усеян живописными залежами бревен, цвета выбеленной старой кости. Остатки ли это стройки, или просто древний топляк, сказать трудно. Но переправу усиливали именно так. Вмораживали вертикально бревна, складывали опорные колодцы из отработанных шпал, конопатили мхом, который задерживал таяние льда. Всё это придумывалось тут же, по ходу строительства, на свой страх и риск.
Переправу строили слой за слоем. Укладывали основу и заливали её из пожарных шлангов, скрепляя лёд и дерево в прочнейший природный композит. В итоге наледь выросла до 20-30 метров, но опасения всё равно оставались. Ледяной мост под большим весом продолжал опасно трещать.
Делать более массивную наледь смысла уже не было. Добавив ещё один слой деревянных конструкций и мерзлой воды, инженеры решили рискнуть. Поздней осенью 49ого, по ледяному мосту отправился первый состав. Как воспоминали участники поездной бригады, из зэков, лёд подпрыгивал и изгибался под тяжестью поезда. Из разломов фонтанами брызгала обская вода. Треск стоял такой, что заглушал даже паровозный гудок. Но мост выдержал!
Через полтора года после запуска первого ледяного моста открылось сквозное движение из Лабытнанг к заполярным районам Западной Сибири, которое не прекращалось и зимой. Точно такую же ледяную переправу построили и на Енисее. Некоторое время здесь даже курсировал пассажирский вагон Москва-Надым, первого класса. Но продолжалось это чуть больше года. Потом, после смерти Сталина, стройку свернули и в середине пятидесятых она была полностью законсервирована, а на деле, просто заброшена! Одной из главных причин называлась невозможность поставить полноценную обскую переправу. Нормального моста здесь нет и по сей день.
Сейчас на этом месте лишь зарывшийся в щебень кусок ржавого полотна и завалы старых бревен, в которых тоскливо завывают порывы арктического ветра. Звук этот похож не то на стон, не то на плач над сгинувшими человеческими душами и глупо и безжалостно брошенными результатами человеческих сверхусилий.
Ставьте палец вверх и подписывайтесь!!! если материал вам понравился. Это очень поможет нам в работе. Спасибо! Сугубо добровольная помощь автору, который делает публикации исключительно на свои средства. Спасибо огромное!