В продолжение праздника Дня Знаний хочу привести самый простой пример использование матрицы 3х3, упаковку в нее самых разных, можно сказать альтернативных видений будущего...
Начнем с того, что данной матрице предшествовала полугодичная работа творческой группы, в которую входили специалисты разных областей, включая представителей администрации и консультантов МакКинзи.
Задача была простая, сформировать видение и образ будущего для одного учебного заведения. Эта задача была решена десять лет назад, но предложенные тогда альтернативы периодически всплывают то здесь, то там...
Учебные организации в настоящее время придерживаются разных форматов (перевернутый класс, проектное обучение, Agile), мы же хотим показать, как можно было принципиально измениться, следуя за образом будущего и попасть в один из современных форматов!
Первый первое и достаточно распространенный процесс, это «Макдональтизация», она коснулась всего, даже образования. Нет ничего страшного в превращении знания в красивый, яркий продукт, потребление которого "весело и вкусно"(с), а главное никакого недопонимания и ничего, что требовалось бы грызть. Это модульный продукт, каждый выбирает по своему вкусу, быстро употребляет и идет дальше к своей цели. Нет необходимости удивить кухней, привить вкус или научить готовить.
Вторым, прямо противоположным будущим – является «Формула 1» где пилот – это клиент, на которого работает целая «конюшня», анализируя его состояние и параметрию его достижений. Некоторые университеты идут по этому пути сокращая набор студентов, тогда как при космическом конкурсе логичнее набор увеличивать. Но сложность процессов в современном мире диктует логику, что "лучше меньше, да лучше".
Третья вариация на тему будущего – это «Коммерциализация знаний» из других областей науки, которые по стечению обстоятельств валяются под ногами в каждом факультете. Этакий инкубатор для инноваций или трансфер знаний в бизнес.
Четвертым вариантом предполагался путь по созданию «Сетевого сообщества», равноправного партнерства с выраженными возможностями и интегральным эффектом для быстрого реагирования на возникающие возможности.
Пятым вариантом было направление по созданию «внутреннего предпринимательства», где предпринимателями выступили бы сами преподаватели в проектах, которые они консультируют.
Шестое – это вариант переориентация основной работы на «Проведение исследований», т.е. добыча того самого нового и актуального знания, где обучение выстраивалось как вспомогательная деятельность вокруг исследований, а содержание программ строить на последних результатах собственных исследований.
Седьмым подразумевалась «обучение по заказу от бизнеса» от специальных программ, до создания корпоративных университетов от ведущих корпораций страны.
Восьмым – выход в виртуальное пространство и предоставление «дистанционного образования» и ...
Девятым, возможным вариантом, было «поступательное движение» вперед, некоторое постепенное эволюционирование и органическое развитие...
Как вы могли заметить, альтернативы действительно разные, как и перспективы, но уже сейчас можно видеть по какому пути идет то или иное заведение и в каком русле пошел мейнстрим (массовое движение).
p.s.
Продолжение следует, только это будет преквил, предыстория, которая повлияла на данное исследование и несколько альтернатив появились после знакомства с программой Фулбрайт ...