Поморский край не изъезжен туристами, впрочем, как и остальная Архангельская область. Большинство автопутешественников предпочитают прокатиться на Кольский, даже если они были там уже не раз, а Архангелогородчина остается неизведанной и зря.
Архангельская область не менее, а может даже более прекрасный край: сохранившейся северной архитектурой, большими и малыми реками, полузабытыми дорогами и заброшенными деревнями. Венчают все это люди, готовые приютить, накормить и рассказать историю своего края с той любовью, с которой это никогда не сделает чужак или поставивший историю на коммерческие рельсы экскурсовод.
Одним из интересных маршрутов Архангельской области является путь от города Онеги, через Поморские земли, села Нименьга и Малошуйка в сторону Карелии. Этот маршрут не новый и его уже проходили не раз, но в плане «изъезженности» он еще способен удивлять и остается редким явлением в планах автотуристов.
При хорошей погоде маршрут проходится на легковом автомобиле. Летом здесь дорог почти нет и невозможно проехать и на серьезном внедорожнике, а зимой ставят зимник и транспортное сообщение налаживается. Однако, если погода выкинет сюрприз, то зимники может занести так, что и внедорожник не пройдет.
Еще одним препятствием является отсутствие гостиниц. От самой Онеги до Сегежи поселиться будет негде и надо исходить из ночевки в автомобиле. Исключением могут стать приютившие путников люди и возможность поселиться в доме отдыха локомотивных бригад. Это не гостиница, но в лютый мороз вас не оставят на улице.
Итак, основная часть маршрута начинается от города Онега, после которого надо переехать по ледовой переправе на другой берег одноименной реки. Стартовать лучше в марте, когда ледовая переправа еще прочная, погода становится теплее, а световой день дольше.
До Онеги есть два маршрута: один дальний – через Северодвинск, второй лучший – вдоль реки Онега, для чего нужно свернуть налево после Плесецка и Мирного. Второй маршрут тоже можно проехать несколькими вариантами: первый – по М8 до Брин-Наволока и там налево, второй – по М8 до Вельска и после налево в Каргополь. Есть еще третий «внедорожный» маршрут по известной многим джипером дорожке через поселок Солза.
Лучше всего выбрать маршрут вдоль Онеги. Ледовые переправы позволяют попасть на другой берег и подъехать к сохранившимся деревянным церквям, более известным как «тройники». Летом это повторить не удастся, да и ощущения будут не такими яркими.
В Онеге пополняем запас провизии и топлива, последний раз ночуем в гостинице и стартуем на Запад. Первая точка – село Ворзогоры – старая поморская деревня с сохранившейся деревянной церковью и колокольней – Ворзогорским Погостом. На колокольню раньше можно было подняться и посмотреть сверху на окрестности.
В Ворзогорах кончается и летняя дорога, но зимой в направлении деревни Нименьга уходит зимник, по которому и предстоит ехать вперед. Самое интересное, это преодолеть по льду реку Нименьга. Из-за приловов и отливов моря река тоже меняет свою глубину, лед местами провисает, а местами выходит на поверхность огромными глыбами. Трещины разбегаются вокруг, но лед держит автомобиль, хотя для туристов это кажется испытанием на выдержку и нервы.
В районе железнодорожной станции Нименьга снова начинается нормальная летняя дорога. Слово Нименьга вы точно запомните – река Нименьга, деревня Нименьга, железнодорожная станция Нименьга и поселок Нименьга. Все они имеют одно название, а находятся на определенном расстоянии друг от друга. Проехать мимо просто не получится – другой дороги тут нет.
Добраться от Онеги до Малошуйки с обзором окрестностей можно за один световой день. В Малошуйке придется остановиться на ночевку, будь то в чьем-то жилище, в доме отдыха локомотивных бригад или в автомобилях. Обязательно стоит заехать в деревню Абрамовская, которая когда-то тоже входила в состав Малошуйки. Здесь идеально сохранилась деревянная церковь с названием Малошуйский Погост. В советское время в ней хранили зерно и поэтому строение осталось ухоженным и целым. Уже позже люди стали возвращать сюда иконы и спрятанный подполом крест.
Из Малошуйки дорога уходит дальше на Запад. Летом она проезжая, но мало кто об этом знает. Зимой, как упоминал, по хорошей погоде ее можно пройти и на легковом автомобиле. Весной местами могут быть колеи, но все они проезжаемы без проблем. В любом случае, хороший рывковый трос, компрессор, лопата и, желательно, сенд-траки, лишними не будут. Как вариант, еще взять с собой браслеты или цепи на случай плохой погоды.
Деревень по дороге почти нет, но под завершение дневного маршрута приезжаем к Выгозеру. Налево дорога будет уходить в поселок Валдай, направо на Надвоицы и Сегежу. В Сегеже уже можно поселиться в гостинице или поехать дальше, если проедете маршрут быстро. Мы уже в цивилизации и на трассе Е-105. Налево Медвежьегорск, направо Кандалакша, ну а вдруг захочется поехать еще и по Кольскому покататься зимой. Почему бы нет!?
Желающие закольцевать маршрут могут двинуться по восточному берегу Онежского озера или по западному берегу, через паромную переправу в Вознесенье и на Вытегру, чтобы вернуться на трассу М8 и по ней возвратиться в Москву. Можно вернуться в Москву по Ленинградскому шоссе, но это будет скучно.
Маршрут не уникален и уже неоднократно пройден, но он не избит как многие другие и можно гарантировать, что он будет интересен. Опытные туристы найдут для себя что-то новое, а для начинающих это будет настоящая экспедиция, настоящее открытие. После такого путешествия можно совершенно по-другому взглянуть на Архангельскую область и начать открывать ее для себя. Дальше маршруты пойдут за Северную Двину, но это уже совершенно другая история...
Статья была опубликована в журнале "Полный Привод 4х4". Анонс публикаций свежего номера можно найти на портале OffRoadClub.Ru