Как я доработал (переделал) самокат для занятий с Самоедом в городских условиях
Утренние пробежки с собакой стали для меня проблематичными когда возраст моего Самоеда "перевалил" за 7 месяцев. Я уже не мог бежать с необходимой для его правильной тренировки скоростью и пришлось задуматься о выборе самоката для утренних и вечерних прогулок. В среднем прогулка длится от 30 минут до 1.5 часов.
Как правильно заниматься с собакой для подготовки её к ездовой работе лучше всего (на мой взгляд) написано у Рината Хабибулина на его сайте по Ездовому собаководству
Почему именно самокат, а не велосипед или электро- самокат/велосипед? У меня на это 5 причин (прям, как в песне):
- Небольшой размер самоката позволяет поместиться в маленьком лифте обычной блочной 9-ти этажки вместе с собакой. Его удобно хранить в общем коридоре. Пробовал зайти в такой лифт с велосипедом (поставив на заднее колесо) и собакой "за одно открытие дверей" - не получается: собака спешит, заскакивает первой, а пока ставишь по-диагонали велик, она пытается выскочить - "напряг" короче.
- Высокий клиренс и надувные колёса - возможность двигаться не только по асфальту но и по грунтовке/гравийной отсыпке в парке. Надувные колёса обеспечивают совсем небольшую, но амортизацию, и можно подобрать разные покрышки для эксплуатации зимой в том числе.
- Выдерживаемый вес ездока более 90 кг
- Два тормоза (передний и задний). Это особенно важно, когда требуется быстро остановиться перед светофором, например.
- Цена. По этому параметру сразу отпали внедорожные электросамокаты - ну о-о-очень дорого (особенно для хранения в предбаннике)... да и вес в 35 и более кг. Весело будет, если заряд кончится или колесо проколешь а до дома ещё пара км...
Итак, мой выбор пал на самокат Novatrack Stamp N1 (лето-осень 2016). Помимо указанных выше характеристик, он оказался самым коротким, с самым большим клиренсом и с самой широкой площадкой для ног (15 см), что позволило мне ставить рядом обе ноги ровно, не под углом к движению. На фотографии ниже - то, в каком виде он был приобретён осенью 2016 года.
Доработка самоката потребовала приложить кое-какие усилия, финансы и "включить мозги". Результатом, в принципе, я доволен. Итак:
Подножку снял сразу за ненадобностью и чтобы не цепляла за бордюры и корни деревьев в парке, а заодно перевернул шляпкой вниз передние болты крепления площадки, также, чтобы не цеплялись.
Велоудочка - это первое, что потребовалось сделать самому для безопасного крепления потяга, чтобы он не попадал в переднее колесо когда собака сбавила ход. Это нехитрое приспособление, как видно на фото ниже, я собрал из ПНД трубы, хомута для её врезки (обеспечивает поворот влево-вправо), уголка (поворот вверх-вниз), Т-образного и резьбового переходников общей стоимостью менее 500 рублей. Изолентой замотал место, которое поначалу пару раз ломалось, когда оттаскивал собаку за потяг. Пусть выглядит как "колхоз", зато дёшево и служит уже более 2-х лет без поломок!
Руль пришлось укоротить по 5 см с каждой стороны, т.к. он не проходил в лифт. Из-за этого пришлось сделать из куска пластиковой трубы (что было под рукой) горизонтальную перекладину для крепления на ней фонариков.
Крылья на переднее и заднее колесо в комплект не входили, пришлось покупать. Нашёл в Интернете рулей за 300. Кое-как установил. Первая-же лужа показала, что оба крыла короткие (ноги забрызгало и спереди и сзади), поэтому пришлось прицепить дополнительные брызговики как на картинках ниже.
Шины - "родные" пришлось менять уже после первых 6-ти заездов, т.к. стёрлись до дыр при торможении по асфальту. Второй комплект продержался чуть дольше, но оказался подвержен проколам (фотка ниже). Два раза пришлось тащить самокат на себе из парка (примерно 3 км от дома). Вот тогда я "заценил", что он весит не более 10 кг! Третий комплект от Duru держится уже 2-й год, причём даже на снегу чувствую себя вполне уверенно. Как-то сделал съёмную лыжу на переднее колесо, но идея оказалась плохой, т.к. это работает только для ровного спуска с горы.
Втулки на колёсах пришлось менять через 2 месяца активной эксплуатации (2 заезда в день утром и вечером по 5 дней в неделю). Рассыпались подшипники, хотя мой вес в одежде не более 90 кг (по ТТХ самокат должен выдерживать до 120 кг). Это оказалась самая трудная и дорогостоящая замена. Пробовал поставить велоколесо такого размера, но оно не обеспечивало качественное торможение из-за наклонного обода как на фото выше. Родной обод более ровный, поэтому пришлось покупать втулки на "промах" и переспицовывать оба колеса. Сам такую процедуру сделать не смог - помогли ребята из Велокиндера: и правильную втулку подобрали (соотв. кол-ву спиц), и переспицевали, и переобули на "тракторную" резину. Такие втулки хороши ещё и тем, что позволяют быстро, без инструментов заменить колесо в случае прокола. На дальние заезды беру с собой запасное на всякий пожарный, благо оно маленькое и влезает в рюкзак.
Держатель для бутылки с водой - заключительный аккорд. Установил аж 2 штуки. Когда нет снега и собаке хочется пить - лучше поить нормальной водой, а не из ближайшей лужи...
Фото и видео одного из наших воскресных занятий где самоед тянет самокат можно посмотреть тут
Надеюсь, этот материал был полезным.