Найти в Дзене
«Заповѣдная магистраль»

"Дряхлеет у линии старая казарма. С той самой поры, когда ещё при царе Николае II здесь были проложены железные дороги"

Дряхлеет у линии старая казарма. Давно стоит, с той самой поры, когда ещё при царе Николае Втором здесь были проложены железные дороги. Тянулись они сюда и с Петербурга, и с Москвы, перекрещивались в Остреже (прим. автора Остреж собирательный образ Осташков-Селижарово-Ржев) и разбегались — одна линия к коричневым виндавским морям, а другая — сквозь несчастную Беларусь в Польшу. Потому дороги эти всю жизнь возили то всевозможное сырьё, то солдат. И движение по ним весьма было вплоть до последних лет бойкое!

Старая путейская полуказарма постройки 1902-1906гг. на 103 км Бологое-Полоцкой линии. Фото: Алексей Алексеев
Старая путейская полуказарма постройки 1902-1906гг. на 103 км Бологое-Полоцкой линии. Фото: Алексей Алексеев

Ещё в семидесятые годы, случалось, бедовые пацаны — помощники, бывшие в Остреже на паровозной практике — летней порою удирали через окно общежития в сад, заслышав типический скрип шагов по дощатому полу деповского старичка — вызывальщика в поездку, утомившись "крутиться через двенадцать часов" (прим. означает выходить в смену через 12 часов). И тогда вместо ночной тряски среди мазута да огня фартило им бежать с подружкой на озеро! К узкой протоке, близ которой всегда берёзки шевелятся.

Железнодорожный мост через протоку селижаровского плёса озера Селигер. Фото: Алексей Алексеев
Железнодорожный мост через протоку селижаровского плёса озера Селигер. Фото: Алексей Алексеев

А через протоку эту по гремучему мосту то и дело проносились "лебедянки", иногда сцепленные по две на "двойную тягу", и такие же пацаны, до смешливого озорства гордые с вышины своих невероятных локомотивов, волокли на них пахучие чёрные поезда с дармовой советской нефтью в сторону прибалтийских портов.

Нефтеналивной поезд на мосту через Шлину под паровозом серии Л "Лебедянка". Фото из архива ВОЛЖД
Нефтеналивной поезд на мосту через Шлину под паровозом серии Л "Лебедянка". Фото из архива ВОЛЖД

Ниспадающие дымы укрывали парочку от взглядов рыбацких (мужики там под мостом всегда с лодок леща ловят), и голубки в те минуты пылко, от души могли целоваться и шептать сладкие слова под лукавый паровозный подсвист... В конце семидесятых начале восьмидесятых годов построили очередной нефтепровод в Европу, и тогда враз опустели острежские линии, заросли, обветшали...

"Лебедянка" следует по мосту через протоку озера Селигер. Фото: Алексей Алексеев
"Лебедянка" следует по мосту через протоку озера Селигер. Фото: Алексей Алексеев
Сразу же после постройки нефтепровода Сургут-Полоцк движение на линии Бологое-Полоцк постепенно стало угасать. Целью строительства было сырьевое обеспечение нефтепереработки на западе СССР и экспорт сырья в Европу. Нефтепровод появился в результате Всесоюзной комсомольской стройки 1977—1981 годов.
Станция Осташков. Фото из архива ВОЛЖД
Станция Осташков. Фото из архива ВОЛЖД

Потоки цивилизации покинули их. Выяснилось, что здесь кроме леса да незначительных отправок продукции всяких малых производств возить-то, в общем, нечего.

Станция Соблаго. После закрытия транзитного движения на линии Бологое-Полоцк вся грузовая деятельность свелась к погрузке леса. Фото из архива ВОЛЖД
Станция Соблаго. После закрытия транзитного движения на линии Бологое-Полоцк вся грузовая деятельность свелась к погрузке леса. Фото из архива ВОЛЖД

Неспешны, недлинны в этих краях и пассажирские поезда.

Двухвагонный пригородный поезд №6694/6692 сообщением Великие Луки - Бологое отправляется со станции Осташков прозванный "горбатым". Фото: Алексей Алексеев
Двухвагонный пригородный поезд №6694/6692 сообщением Великие Луки - Бологое отправляется со станции Осташков прозванный "горбатым". Фото: Алексей Алексеев
"Горбатый" в составе ещё 7 вагонов и хлебного вагона-лавки на станции Осташков, март 1995 года. Фото из архива ВОЛЖД
"Горбатый" в составе ещё 7 вагонов и хлебного вагона-лавки на станции Осташков, март 1995 года. Фото из архива ВОЛЖД

Разве что ночной рижский экспресс, словно грандиозный светляк, проносит через эту глушь люминесцентный блеск цивилизации, да и то, впрочем, проносит очень скоро, не мешкая, нигде не задерживаясь в этом чужом и непонятном для него краю... По опустении острежских линий (своеобразную грусть их особенно остро чувствуешь, когда следуешь там в середине осени, в пору дождей и быстрого облетания листвы) осмелилось приближаться к ним всякое зверьё.

"Ни в какое время года не почувствуешь особую отрешённую печаль этой дороги так как поздней осенью, в пору долгих дождей и быстрого облетания листвы" (А.Б. Вульфов). Фото: Алексей Алексеев
"Ни в какое время года не почувствуешь особую отрешённую печаль этой дороги так как поздней осенью, в пору долгих дождей и быстрого облетания листвы" (А.Б. Вульфов). Фото: Алексей Алексеев

Позавидуешь местным машинистам: на таких дорогах не бывает одинаковых поездок, всегда они с каким-нибудь сюрпризом невспугнутой природы. То лису с тепловоза увидят или зайца, то рябчик чуть не из-под колёс вспорхнёт, то огромный сохатый лось близко пробежит, а то и целая стая кабанов. По утрам под мостами подвижная вода малых речек вся во всплесках малька. Лес идёт то надёжной стеною, рождающей ощущение какой-то особенной основательности мирозданья, то вдруг на болоте станет хилым, унылым, одни серые мослы из кочек торчат. Вертится, вертится линия от зелёного к зелёному огню, как тропа. Пусто, дико вокруг...

Бывшая станция Горовастица, закрытая ещё в конце 80-х прошлого столетия.  Фото: Алексей Алексеев
Бывшая станция Горовастица, закрытая ещё в конце 80-х прошлого столетия. Фото: Алексей Алексеев

И народ в местных деревнях диковатый. Глянешь с поезда — пожилые бабы с лицами, будто топором высеченными, со взглядом непримиримым, дерзким, безо всякой приветливости. Никогда в достатке не жили, любви долгой не знали, муженьки-то почти сплошь алкоголики.

Станция Брылёво, ветка Торжок-Соблаго, выгрузка хлеба из вагона-лавки. Фото из архива ВОЛЖД
Станция Брылёво, ветка Торжок-Соблаго, выгрузка хлеба из вагона-лавки. Фото из архива ВОЛЖД

Стоят вон в сторонке во всём брезентовом да в сапогах, физиономии свекольные, покуривают...Вот вывалят им из вагона-лавки с надписью на облинявших досках "ОРС НОД-11" прямо на кое-как разбросанную клеёнку пару ящиков буханок, расхватают они хлеб и потянутся от линии домой, кто на чём — на велосипеде, мопеде, кое-как передвигающемся мотоцикле, а больше-то на своих двоих...

Продажа хлеба из вагона-лавки на селижаровской линии. Фото из архива ВОЛЖД
Продажа хлеба из вагона-лавки на селижаровской линии. Фото из архива ВОЛЖД

Вот кажется — чего недостаёт человеку в таком краю? Всё Бог, вроде, предпослал ему здесь существенное — и чистую природу, и занятия, и смысл, и корни. Однако что-то добром на этой земле не живётся человеку, не ладится, не получается... А машинистам местным всё-таки позавидуешь. Просторно здесь ездить!

На 82 км Бологое-Полоцкой линии у деревни Семёновщина, перегон Фирово-Осташков, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев
На 82 км Бологое-Полоцкой линии у деревни Семёновщина, перегон Фирово-Осташков, ОКТ жд. Фото: Алексей Алексеев

А.Б. Вульфов отрывок из повести "НОД Николаев". Москва-Осташков-Ржев 1995г.

Ставьте лайк, если вам понравилось и подписывайтесь на канал "Заповедная магистраль", чтобы не пропускать новые публикации. Спасибо за просмотр!

P.S. личная страничка для обратной связи автора канала, пишите мне буду рад в Instagram и ВК