"Нельзя обесценивать свои жизненные ценности, - пишет в сочинении девятиклассница Катя, - потому что эти ценности определяют твою личность и указывают тебе путь".
Кате шестнадцать лет. Она большая упрямица. Ставит себе цели и следует им, редко притормаживая и сбиваясь с курса. Учит корейский язык. Мечтает стать журналистом. Обожает читать. И планирует будущее, сверяясь со своими ценностями.
Я вспоминаю себя шестнадцатилетнюю. У меня тоже были ценности, но даже в голову не приходило, что их можно озвучивать и - тем более! - отстаивать. В моём окружении считалось правильным опираться на ценности, которые транслировались авторитетными взрослыми: например, родителями или учителями. А что-то важное именно мне могло и подождать.
Сегодняшние подростки знают, чего они хотят или не хотят, и озвучивают это. Они не будут учить русский, потому что "надо". Они будут его учить, если их это увлекает, если им нужны хорошие баллы для поступления, если они сами решили, что хотят грамотно писать. Эра послушных детей закончилась. Им на смену пришли ребята сознательные. И всё, что остаётся взрослым, - это договариваться с подростками, считаясь с их ценностями, взглядами и планами на жизнь. Уж от чего-чего, а от них-то ребята точно отказываться не собираются.