Авторы
Как известно, устная речь стремительно формируется в первые 3 года жизни ребенка. Поэтому, главная задача, которая стоит перед специалистами в этот период, – мотивировать ребенка заговорить. Ведь известно, что мотивация – первичный фактор для возникновения речи. На силу мотивации оказывает влияние предметно-развивающая среда. Поэтому на занятиях активно используются природные материалы, сенсорные коробки, сюрпризные моменты.
Начать работу необходимо с занятия, на котором дети знакомятся друг с другом и правилами поведения в группе.
Перечислим важные структурные элементы занятий:
Ритуал. В начале и конце каждого занятия используются ритуалы приветствия и прощания. Это хоровод под одну и ту же знакомую песню. Ритуалы не меняются на протяжении всех занятий. В начале занятия это помогает детям легче настроиться на предстоящую совместную деятельность, общение и установить положительный эмоциональный контакт.
Приветствие. После ритуала (хоровода) обязательно приветствуем друг друга. Для этого психолог использует различные приемы, которые служат для сплочения группы и создания доверительной атмосферы на занятии, что очень важно для плодотворной и успешной работы с детьми дошкольного возраста.
Вот некоторые из них:
- передаем по кругу бубен (играем в игру): «Поиграй нам Саша в бубен/Мы в ладоши хлопать будем/Поиграй нам поиграй/Бубен Кате передай»;
- стучим друг другу в деревянные ложки: «Тук, тук, постучу/Поздороваться хочу»;
- «прохлопываем» имя.
Основной ход занятия. Каждый раз материал связан с определенной темой. Подключаем мультимедиа – короткие ролики, включающие звукоподражания, но не более двух минут. На занятие к детям может прийти сказочный персонаж или педагог может перевоплотиться в животное, фею, насекомое (используя аквагрим, костюм, различные приспособления). Сказать слово или повторить фразу за сказочным персонажем ребенку легче и интереснее. Выраженная эмоциональная экспрессия, утрированная артикуляция и мимика – все это мотивирует ребенка на ответную реакцию.
В основной ход занятия также включается момент прохождения ребенком сенсорных дорожек, упражнения на развитие крупной и мелкой моторики.
Предметно-развивающая среда может быть перенесена в домашние условия:
- использование сенсорных коробок, наполненных крупами, орехами, и т. д. и спрятанные в них фигурки (из киндер-сюрпризов, например).
- волшебный мешочек с различным наполнением.
На занятии мы наполняем его в соответствии с тематикой. Дома можно наполнять различными мелкими предметами разными по форме, материалу (металл, пластик, резина, дерево); тактильные дорожки (ортопедические коврики для ног, а для рук – картонные дорожки с крупой и т.п.).
Заключительная часть - подведение итогов
В конце занятия проводится продуктивная деятельность (рисование, лепка, выкладывание мозаики, паззлов и т.д.). Она способствует развитию мелкой моторики. Дети с удовольствием участвуют в изготовлении поделок, соответствующих тематике занятия.
В заключительной части мы также используем ритуал прощания. Хоровод под знакомую музыку. Это символизирует окончание занятия и служит для закрепления положительного эмоционального состояния.
Занятия проходят без присутствия родителей, но, если у ребенка есть боязнь остаться без мамы, если он не чувствует себя в безопасности, то мама участвует на занятии наравне с другими детьми. Даже если ее ребенок отказывается участвовать и сидит отдаленно. Обычно к середине занятия ребенок все же вовлекается в процесс и участвует вместе с мамой. А через пару-тройку занятий идет самостоятельно.
После каждого занятия логопед и психолог консультируют родителей, отмечаются успехи детей, их продвижения и динамика.
Автор
Коротунова Виктория Сергеевна
Учитель-логопед Городского психолого-педагогического центра Москвы
Москва, Россия
Семенова Маргарита Игоревна
педагог-психолог, Городской психолого-педагогический центр ДОгМ
Москва