В преддверии начала учебного года рванули в Питер и попали на два клоунских спектакля: «Старая Школа» Лицедеев и «Школа для ненормальных» Жуковского.
Спектакли совершенно разные и показывают насколько клоунада может быть многогранной. Давайте разбираться.
Лицедейский был первый и это тот редкий случай, когда идёшь на клоунский спектакль и ты не в цирке. Пожалуй, есть ещё Tall Brothers в Москве со своим залом и всё.
Про зал
У Лицедеев есть своя площадка для выступлений на Петроградской стороне. Зал собрался полный и с первых минут начал катать волны смеха. После антракта с провокацией огромной сосули, которая упала с потолка, зрители ревели ещё с большим восторгом, не зная, что можно ожидать дальше.
Про клоунов
В спектакле было 6 клоунов, кстати, и Юра Музыченко из группы The Hutters играл, но моим фаворитом стала училка, Анна Музыченко. Она фантастически чувствовала зал и вертела им, погружая в клоунский мир абсурда, позволяя паузам быть и наполняться смыслом, обыгрывая ситуации, и в целом импровизируя. Ещё было классно наблюдать за эпизодической ролью «всё время жрущей» ученицы. Она находила игры с опаздывающей публикой после антракта.
Про геги
В спектакле много шуток и видно, что некоторые из них клоуны готовы смаковать с публикой: игра в анатомию со скелетом была на разрыв. Геги большей частью придуманы не головой, а в играх, и от этого мы доверяемся миру абсурда на сцене. Мне показалось некоторое волнение клоунов было связано с большим количеством реквизита и порой они думали всё ли они взяли в номер, забывая, что и на этом можно делать клоунаду.
Посмотрел бы я этот спектакль снова? Да
Про любовь
Один момент мне чуть подпортил ощущения, клоуны скрылись за занавесом и остался доступ только к техникам (их тоже представили в конце спектакля на сцене). Но по их словам и настроению было понятно, что они весь спектакль мало вовлечены в процесс. Глубина перформанса тут же пропала. Всё тепло, которое хотелось выразить артистам, вернуть за игру, ты не понимал куда девать: они дали много залу и хотелось поделиться с ними.
Было время, когда мы работали клоунами на мероприятии и считали минуты, чтобы скрыться в гримёрку, типо за следующий час нам не платили. Надеюсь мне только показалось, что Лицедеи страдают таким недугом.
Школа ненормальных
У Жуковского ... вы влюбляетесь в безумие его персонажа моментально. Вы выпадаете в его мир сумасшествия с ходу. Он ломает палки в щепки, а тебе нравится, он учит нас, умных, любви к этому миру. Между тем и видит нас, и весь спектакль держится на нём и на звуке. А в какой-то момент он сам делает музыку из кучи бытового хлама. Он учит нас образному мышлению, верит, что мы способный класс и вызывает добровольцев к доске.
Зрительный зал
Пространством спектакля стал ангар на Севкабеле со старыми школьными партами и доской. Зрители сидят, как ученики, а учитель ходит по рядам и даёт задания, например, пишите про любовь, которая случилась с вами сегодня.
Он учит воспринимать мир не линейно, не материально, а глобально
По мнению Славы Полунина
Клоуны либо в четвёртом круге внимания: в космосе, улетевший или в нулевом круге, когда я сам в себе и больше нечего нет
Так вот у Жуковского точно про космос. Жаль, что ты, уходя с таким клоуном в его мир остаёшься пассивным наблюдателем. Ты не можешь дать своего безумия и начать рисковать, раскидывать стулья, а очень хотелось. Вот так выглядело закрытие спектакля😅
Посмотрел бы я спектакль Олега Жуковского снова? Безусловно
Такая клоунада безумнее и ярче: люди выходят и насмеявшись, задумавшись и с новым импульсом внутри 🙂😉
Пусть ваша жизнь будет как произведение искусства. Слава Полунин