На примере сериала «Пацаны»
США — очень социально напряжённая страна. Уникальность массовой культуры Штатов в том числе заключается в том, что внутри неё возможны довольно радикальные высказывания о церкви, государстве и индустрии развлечений. При этом каждое из высказываний будет находится плюс-минус в рамках единого медийного поля.
Взять, например, сериал «Пацаны». Я уже писал о том, насколько он хорош в деконструкции образа супергероя, вот только в чём беда — во всех других вещах сериал довольно посредственен. Будучи радикально настроенным к текущей политической конъюнктуре (республиканской, разумеется), он не способен выдать сколь-нибудь адекватной социальной альтернативы. Ярче всего это можно проследить на примере критики религии в сериале.
Один из суперов, Иезекииль, является лицом христианской организации. Со сцены он вещает о грехе гомосексуализма, тогда как на самом деле является геем. Явное лицемерие, за которое чаще всего и обвиняют служителей культа. Этот частный случай в сериале отражает общую логику критики Церкви и религии: прикрываясь именем Бога, люди преследуют собственные эгоистичные материальные интересы.
Более общие ситуации в стиле: «Я страдаю, почему Бог не помогает мне?» — тоже встречаются в сериале, но не играют значительной роли в истории (в пятой серии этому уделяется много времени). Это — не более чем дискурс радикального атеизма.
Вот только в чём проблема: подобная критика неспособна изменить общественно-политическую конъюнктуру. Она может лишь _воспроизводить_ определённые конфликты, но никаким образом не может помочь их _преодолеть_. Снять противоречий христианской религии такая критика не может, ведь она отрицает всякую ценность христианства, его гуманистическую составляющую.
Чтобы понять, что подобный паттерн воспроизводится не только в США, но и присущ любым христианским странам не нужно обладать специфичными познаниями: можно просто посмотреть на Россию.
Одним из самых ярких примеров, доступных русскоязычному интернет-юзеру, является противостояние Милонова и Поперечного. Первый собирает вокруг себя легкосокорбляющихся людей, которые в нападках на Церковь видят наезд не просто на Бога, а на самих себя (ведь всё самое лучшее, что есть в Боге — отчуждённые человеком лучшие качества его самого). Второй аккумулирует протестные настроения в адрес Церкви как общественного института, который занимается бизнесом. О каком гуманистическом потенциале религии здесь может идти речь?
Для меня сериал «Пацаны» стал поворотной точкой: я понял, что больше не могу соглашаться с подобным отношением к религии. Но не из-за того, что их критика лжива, а потому что она не способствует разрешению этого социального конфликта.