Статистика жестока. Женщины в два раза больше склонны к депрессии, чем мужчины
Врачи клиники Майо (США) отмечают, что эта разница возникает в период полового созревания. Девочкам приходится переживать давление в школе, конфликты с родителями, ПМС и вопросы, связанные с ранней беременностью.
И хотя это предположение кажется разумным, сложно поверить, что девушки сталкиваются со стрессом вдвое чаще, чем юноши. Многие люди сталкиваются с тяжелыми жизненными обстоятельствами, но не все реагируют на них депрессией.
Исследование (Hagen, 2003) предполагает, что основной мотиватор депрессии опирается на общественные договоренности. Суть в следующем: если я сталкиваюсь с трудностями, которые мне самостоятельно не решить, то я привлекаю других людей на помощь. Но они не всегда хотят уделять мне время и силы. Если люди не реагируют на мои проблемы, я должен попытаться изменить их поведение, чтобы получить нужное. Депрессия, с этой точки зрения, подходит как нельзя лучше.
Психологические механизмы, управляющие депрессией сходны с забастовкой. Когда работники не получают от работодателя ожидаемую оплату, они время от времени бастуют, отказываясь работать. Это плохо и для работника, и для работодателя. В таких условиях работодателю выгодней уступить требованиям, а не продолжать нести расходы, связанные с простоем.
В этом свете между депрессией и забастовкой много параллелей. Когда человек в депрессии отстраняется от социального мира, он перестает приносить пользу обществу – продуктивно работать, поддерживать отношения, помогать близким – до тех пор, пока другие не помогут пережить им трудный период.
Забастовка или отказ от сотрудничества – один из способов заставить других помочь. Другая стратегия – это насилие. Если кто-то недостаточно меня ценит и не дает что мне нужно, я могу ответить агрессивным поведением и заставить его изменить оценку. Яркий пример – домашнее насилие.
Итого у нас есть две стратегии – депрессия и гнев - которые решают одну и ту же проблему. Возникает вопрос, какая стратегия будет эффективна для каждого конкретного человека в его ситуации. И здесь мы снова возвращаемся к вопросу полов. Возможно, разница между полами в депрессии существует потому, что стратегия гнева более эффективна для мужчин, тогда как стратегия депрессии эффективна для женщин. Другими словами и мужчины, и женщины решают примерно одинаковое количество социальных проблем, но делают это по-разному.
Источники: Hagen, E.H. (2003). The bargaining model of depression. In: Genetic and Cultural Evolution of Cooperation, P. Hammerstein (ed.). MIT Press, 95-123