Найти в Дзене
PP: Popular Phychology

Почему женщины более склонны к депрессии, чем мужчины

Статистика жестока. Женщины в два раза больше склонны к депрессии, чем мужчины

Врачи клиники Майо (США) отмечают, что эта разница возникает в период полового созревания. Девочкам приходится переживать давление в школе, конфликты с родителями, ПМС и вопросы, связанные с ранней беременностью.

И хотя это предположение кажется разумным, сложно поверить, что девушки сталкиваются со стрессом вдвое чаще, чем юноши. Многие люди сталкиваются с тяжелыми жизненными обстоятельствами, но не все реагируют на них депрессией.

Photo by jurien huggins on Unsplash
Photo by jurien huggins on Unsplash

Исследование (Hagen, 2003) предполагает, что основной мотиватор депрессии опирается на общественные договоренности. Суть в следующем: если я сталкиваюсь с трудностями, которые мне самостоятельно не решить, то я привлекаю других людей на помощь. Но они не всегда хотят уделять мне время и силы. Если люди не реагируют на мои проблемы, я должен попытаться изменить их поведение, чтобы получить нужное. Депрессия, с этой точки зрения, подходит как нельзя лучше.

Психологические механизмы, управляющие депрессией сходны с забастовкой. Когда работники не получают от работодателя ожидаемую оплату, они время от времени бастуют, отказываясь работать. Это плохо и для работника, и для работодателя. В таких условиях работодателю выгодней уступить требованиям, а не продолжать нести расходы, связанные с простоем.

В этом свете между депрессией и забастовкой много параллелей. Когда человек в депрессии отстраняется от социального мира, он перестает приносить пользу обществу – продуктивно работать, поддерживать отношения, помогать близким – до тех пор, пока другие не помогут пережить им трудный период.

Забастовка или отказ от сотрудничества – один из способов заставить других помочь. Другая стратегия – это насилие. Если кто-то недостаточно меня ценит и не дает что мне нужно, я могу ответить агрессивным поведением и заставить его изменить оценку. Яркий пример – домашнее насилие.

Итого у нас есть две стратегии – депрессия и гнев - которые решают одну и ту же проблему. Возникает вопрос, какая стратегия будет эффективна для каждого конкретного человека в его ситуации. И здесь мы снова возвращаемся к вопросу полов. Возможно, разница между полами в депрессии существует потому, что стратегия гнева более эффективна для мужчин, тогда как стратегия депрессии эффективна для женщин. Другими словами и мужчины, и женщины решают примерно одинаковое количество социальных проблем, но делают это по-разному.

Источники: Hagen, E.H. (2003). The bargaining model of depression. In: Genetic and Cultural Evolution of Cooperation, P. Hammerstein (ed.). MIT Press, 95-123