В этом году — юбилей двух трагических дат для Польши. Ровно 80 лет назад, 1 сентября 1939 года, немецкой атакой на гданьский полуостров Вестерплатте началась Вторая Мировая война, а пять лет спустя, в 1944 году, в эти дни в самом разгаре было Варшавское восстание, которое закончилось кровавой расправой над мятежниками и полным разрушением польской столицы.
Всего за год до войны, в 38 году, Польша на пару с Германией делила Чехословакию и самозабвенно грезила совместным с Гитлером походом против большевиков. Затевая восстание в Варшаве, лидеры Армии Крайовой хотели быстренько взять под контроль город и перехватить тем самым инициативу у Красной армии и просоветских поляков из Люблинского комитета.
Но все пошло не так. Польшу в 39 году поделили между собой несостоявшийся союзник и несостоявшаяся жертва; из рук вон плохо спланированное восстание 44 года предсказуемо провалилось, Красная же армия не стала совершать подвигов и жертвовать своими солдатами ради спасения направленной против нее авантюры.
На сегодняшние мероприятия в Польше по случаю начала Второй Мировой не позвали президента России; президент США отказался ехать сам; Германия представлена не главой государства Ангелой Меркель, а свадебным генералом — президентом Штайнмайером. На торжествах не будет глав Франции и Англии, не приедет даже глава Европейского совета, поляк Дональд Туск. Зато пожаловал Зеленский — лидер страны с, так скажем, противоположным польскому отношением к исторической роли украинских националистов.
Мы это все пишем не с целью позлорадствовать или поскалить зубы. Вторая Мировая началась не только стараниями Гитлера — к ней привели безответственные действия многих государств: и Англии, и Франции, и СССР, и самой Польши. Политики решали свои сиюминутные задачи, перекидывая горячую картошку в руки соседу, стремясь урвать кусок пожирнее и пытаясь любой ценой оттянуть неизбежную войну — усугубляя в итоге ее тяжесть и масштабы.
Все это учит нас только одному: кроилово ведет к попадалову. И две трагедии Польши — яркий тому пример.