Сегодня в честь Дня Победы редакторы нашего паблика расскажут о своих любимых варгеймах на тему Великой Отечественной войны. Данный список не нужно рассматривать как топ от лучшей игры к худшей, это просто семь очень хороших варгеймов в которые мы рекомендуем поиграть. Надеюсь среди них каждый прочитавший найдет именно свою игру за которой он будет проводить долгие зимние вечера. В этом списке практически все коробки — это проверенная годами классика, которые до сих пор привлекает новых игроков своей глубиной и проработанностью.
Stalingrad Pocket (автор Данияр-Вечный)
Stalingrad Pocket: The Wehrmacht's Greatest Disaster уже довольно старый варгейм. Первое издание вышло в далеком 1993-ом году и снискало большую популярность в варгеймерской среде, а также открыла довольно интересную оперативную серию — Standart Combat Series. Второе издание вышло в фирме Multi-Man Publishing в 1996-ом году и по всем параметрам превосходит прародителя. Именно о нем ниже и пойдет речь.
Данный варгейм оперативного уровня позволяет отыграть одну из самых интересных и решающих операций Великой Отечественной — окружение немецких войск под Сталинградом. Все начинается с 19-го ноября — начала контрнаступления советских войск, а заканчивается 20-го декабря после провала контрнаступления Манштейна. За этот месяц боев Красной Армии нужно прорвать оборону румынских войск, сформировать внешнее и внутренне кольцо окружения немцев и отбить все контратаки немецких резервов. Очень насыщенный и интересный боевой путь.
В игре всего 4 сценария. Три небольших позволяющих лучше познакомиться с механикой игры и разыграть небольшие эпизоды окружения немецких войск под Сталинградом, как, например, то же наступление Манштейна или бои на реке Чир. А один сценарий покрывает весь месяц боев от начала до конца. Конечно он самый насыщенный на события, но и самый долгий. Если небольшие сценарии вполне можно отыграть за 2-3 часа, но на всю операцию «Уран» уйдет около 20 часов. Большое преимущество варгейма несложные правила, которые не перегружают деталями, но при этом позволяют достаточно точно воссоздать картину сражения. Они расписаны всего на 20 страницах и вы вполне можете найти их перевод на русский. Модульные правила добавляют еще страниц 6, которые также можно легко освоить.
Рекомендую данный варгейм всем, кто хочет лучше понять контрнаступление советских войск под Сталинградом. Он достаточно простой, но при этом оставляет после себя море впечатлений. Даже полный сценарий после первой партии хочется сыграть еще раз.
A Victory Lost: Crisis in Ukraine 1942-1943 (автор Илья Игнатьев)
Не классика, но бестселлер с японскими корнями, переживший уже два издания конторы Multi-Man Publishing. Игра рассказывает о противостоянии на Среднем Дону в декабре 1942 – марте 1943 гг. Исторически этот период вместил в себя ряд последовавших после окружения под Сталинградом 6 армии Паулюса советских наступательных операций и немецкий контрудар в Донбассе и в районе Харькова. Игра будет проходить по схожему сценарию: удары советских танковых корпусов буквально снесут 8 итальянскую и 3 румынскую армии, но постепенно немцы начнут наращивать силы за счет прибытия своих элитных формирований. Однако их не так много, чтобы «зацементировать» весь фронт, и они не так хороши в обороне, поэтому немцам остается только останавливать волны советских атак своими точечными контрударами. Мобильные действия на больших и почти открытых пространствах предоставляют игрокам поистине огромный «простор для творчества» в плане выбора стратегий и возможных исходов.
Все эти масштабные события A Victory Lost… удается «ухватить» с помощью очень простых и элегантных решений. Правила совершенно не «отвлекают» многочисленными нюансами и исключениями, но аккуратно «настраивают» на «правильный» маневренный характер действий, а ряд деталей вносит необходимые дополнения в основной каркас. Например, особая роль в игре отводится железнодорожной сети. Подкрепления прибывают по железным дорогам, и, если оставить без контроля хоть одну ветку, силы противника смогут отправиться по ней в глубокий тыл.
Азартный игровой процесс, интересная тема, простые, но эффективные в отражении описываемых событий правила позволяют A Victory Lost… в равной степени не оставлять равнодушными варгеймеров со стажем и быть приветливой к новичкам.
Lock 'n Load: Heroes of Stalingrad (автор Дмитрий Иванов)
Сам я собственно не большой поклонник игр с тематикой Второй Мировой, но несмотря на это, мой любимый варгейм на тему Великой Отечественной войны — Lock 'n Load: Heroes of Stalingrad.
В 2013 году Lock 'n Load Publishing вместе с компанией Matrix Games для персональных компьютеров создаёт Mark H. Walker's Lock 'n Load: Heroes of Stalingrad.
В игре две отдельные кампании за Красную Армию и вермахт, в первой 14 сценариев, во второй 18, а также 23 отдельных сценария. Помимо прочего имеется 11 пошаговых обучающих миссий, которые дают полное понимание правил игры, даже с минимальным знанием английского языка.
Обе компании за наших и за вермахт полностью охватывают весь ход Сталинградской битвы, и позволяют изучить величайшую битву со всех сторон.
Отдельные сценарии можно играть как вдвоем, так и против искусственного интеллекта. Помимо основной темы боев в Сталинграде и на подступах к нему, в них вы можете устроить партизанскую засаду на карателей, захватить важный населенный пункт или участвовать уж совсем в эпических сражениях за Мамаев курган, дом Павлова и как кульминация сражение на Курской Дуге.
В игре используется несколько устаревшая версия правил 3.1 невзирая на это варгейм годится для изучения правил и плавного вхождения в серию игр Lock 'n Load Tactical, также игра позволит наглядно изучить достаточно сложный уровень правил: танковые бои.
Stalin's War (автор Виктор Важенин)
Stalin's War – военно-историческая стратегическая игра на карточном движке от Теда Рэйсера, гейм-дизайнера Paths of Glory. По своей сути «Война Сталина» - это логическое развитие его же игры World War II: Barbarossa to Berlin, только на гексагональной карте. Игровое поле охватывает пространство от Берлина до Урала. Игра посвящена Восточному фронту Второй мировой войны и позволяет разыграть военную кампанию, начав с немецкой операции «Барбаросса», а закончив захватом советских стратегических центров и капитуляцией СССР или наоборот - освобождением Европы от нацистской Германии.
Каждая из сторон – страны Оси и СССР - управляет своими войсками с помощью своей колоды карточек (по 55 штук в каждой). Все карточки разделены две части: игроки начинают партию с карточками «Блицкрига», и далее, разыгрывая ключевые карточки и погружаясь в пучину войны, игроки дополняют руку карточками «Тотальной войны» и тем самым открывают получают новые возможности для ведения войны.
Карты можно использовать различными способами:
1) Разыгрывать события с карточек. К карточным событиям относятся действия военных лидеров - Манштейна, Гудериана, Жукова и др., тактические карточки (от немецких «Тигров» до Т-34 и КВ-1), Варшавское восстание 1944 года, «Операция «Оверлорд», «Битва за Выступ» и многое другое;
2) Использовать очки операций, которые нужны для начала наступательных операций, отвода войск с передовой, переброски войск;
3) Использовать очки пополнения для возмещения потерь.
Боевые подразделения изображаются картонными фишками большого и малого размера. Войска стран Оси – армии и корпуса, СССР – фронты и армии соответственно.
Правила в игре не сложные, но довольно много исключений (которые часто забываются), которые пытаются «держать» развитие событий на игровой карте в «канве истории», по крайне мере первые несколько ходов.
Мне эта игра нравится по следующим причинам, несмотря на множество исключений из правил (без них никуда) игра хорошо передает исторические реалии Великой Отечественной войны: начальный быстрый темп немецкого вторжения в СССР, плохую координацию и большие потери в рядах Красной Армии, затем постепенное выправление ситуации – в середине игры/войны, с последующим превалированием в количестве и качестве модернизированных советских войск – ближе к концу кампании.
Тед Рэйсер попытался уйти от «болезни» игр на карточном движке, когда игрокам приходилась мучительно выбирать между розыгрышем события с карточки, либо использованием оперативных очков. Система подстегивает игроков не боятся использовать карточки по их прямому назначению – как события, тем самым привнося в игру больше историзма. За это я и люблю CDG в целом, и Stalin’s War в частности!
Ukraine '44 (автор Михаил Кропотов)
Вообще я не являюсь любителем варгеймов на тему Второй Мировой Войны, так как варгеймы делаются за рубежом, а тамошние разработчики не отличаются большой симпатией к советской стороне (во всяком случае у меня сложилось такое впечатление). Я искал варгейм несложный, чтобы можно было быстро разобраться самому и быстро ввести в курс дело новичков. И я искал игру про победу советского оружия… И мои изыскания привели меня к игре «Украина 44»! «Ура! Наконец-то советы в наступлении! Наконец-то нам дадут окружить немцев и отомстить за ДИДОВ, ведь всем известно, что Украинская кампания для советов была весьма успешна» - думал я. Но нет. Внутри меня ждало разочарование, у нас тут «образцово-показательный прорыв из окружения» 1-й танковой армии немцев… Какого черта немцы не провели этот образцово показательный прорыв при окружении и уничтожении Корсунь-Шевченской группировки, и почему игра называется «Украина 44» если она охват только короткий эпизод было для меня загадкой… Брюзжал я так пока мы не сели играть. И оказалось что тема выбрана весьма и весьма удачно.
В этом сражении немцы действительно умело вышли из окружения, а советское командование совершило ряд фатальных ошибок. И нам как игрокам предстоит развязать сложный узел этой битвы. Немецкому игроку необходимо проявить то же умение, что и немецкому командованию, а советскому игроку стоит более ловко распорядиться имеющимися у него ресурсами. Накал же происходящего на столе вполне может потягаться с накалом, происходившим на оперативной карте командования тех лет (разве что там гибли живые люди, а не бумажные квадратики).
Правила в игре не сложные, я в них разобрался за 20 минут, а объяснение их новичку заняло всего 10. Основной фишкой этой игры является туман войны, оба игрока играют свои жетоны в закрытую, пока дело не дойдет до боевого столкновения. То есть противник видит какой тип юнита против него играется, но не знает какими характеристиками он обладает, что дает тактический простор игрокам. Еще одной особенностью являются жетоны потерь, отображающие, насколько сильно истощена та или иная дивизия, опять же эти жетоны тоже играются в закрытую, и противник не знает, на сколько сильный ущерб понесли ваши дивизии в прошлых боях. В ходе битвы жизненно важен контроль дорог, ведь тут не обязательно организовывать плотный заслон из своих юнитов, чтоб окружить противника, достаточно взять под контроль дорожные узлы, по которым осуществляется снабжение войск. Немцы в свое распоряжение получают еще два ресурса для менеджмента, это три батальона «Тигров» (которые усиливает дивизии, к которым они прикомандированы) и маркер воздушного снабжения (понятно что делает?). Советы интересными фишками обделили и ничего такого же любопытного не дали, но зато у них численное превосходство. Как правило, советские дивизии имеют низкую стойкость, что делает немецкие контратаки очень болезненными, в то время как немецкие дивизии очень живучие, и их уничтожить получится только концентрированием усилий или окружением.
Игру я советую обеими руками. Как ИГРА она оправдывает потраченное на нее время, постоянно приходится анализировать имеющуюся информацию, стараться предугадывать действия противника, искать лазейки в его обороне, ум против ума, хитрость против хитрости и минимум рандома.
P.S. Если будете делать игру самостоятельно, то рекомендую делать игру не на жетонах, а на блоках (или кубиках размером 15 мм). Чтоб одну грань можно было повернуть к противнику (с типом юнита), а другую к себе (с характеристиками). Единственно что портило впечатление во время игры это необходимость постоянно переворачивать жетоны и подглядывать на другую сторону, очень не удобно.
Battle for Germany (автор Дмитрий Палаткин)
Когда меня попросили написать несколько строк о своей любимой игре про Великую Отечественную войну, то я долго не мог найти достойного кандидата. Обычно мне нравятся игры достаточно комплексные и тяжеловесные. К таким играм большинство наших читателей еще не готово. Поэтому я решил остановиться, но очень интересной и оригинальной игре 1975 года от одного из «отцов-основателей» нашего хобби Джима Даннигана: «Битва за Германию».
В чем же изюминка игры, благодаря которой в нее уже играют почти 50 лет? Все очень просто. В далеком 75-м Данниган предложил игрокам играть две игры в одной. Каждый игрок управляет двумя абсолютно ассиметричными сторонами. Первый игрок одновременно играет за Красную Армию и части вермахта на Западном фронте. Второй играет за Союзников и части вермахта на Восточном фронте. Задача каждого– взять Берлин, одновременно всячески мешая это сделать соседу.
Правила у игры простые, я бы даже сказал, что это варгейм начального уровня, однако от этого игра хуже не становится. Благодаря оригинальной механике игровой процесс держит в напряжении от начала до конца партии. В игре есть сценарии на 2, 3 и 4 игрока. Есть сценарий с альтернативной историей: "фантазия Паттона", который позволяет разыграть Третью мировую на руинах поверженной Германии.
Вот такой вот привет из прошлого.
Up Front (автор Роман Сергеев)
"Up Front" - настольная карточная игра Кортни Аллена о тактических боях во Второй мировой войне на уровне отделений c применением орудий, техники и артиллерийской поддержки. Игра была выпущена компанией Avalon Hill в 1983 году и по настоящее время находит своих почитателей. Для своего времени это была инновационная игра, которая подняла функциональное использование карт в варгеймах на новый уровень. Для тех кому интересны рейтинги: на boardgamegeek.com "Up Front" занимает 17 место среди варгеймов, со средней оценкой в 7,8, а среди варгеймов по Второй мировой с возможностью играть за наших - топ-4. Нестареющая классика, дающая за отведенное время в 1 час, глубокое погружение в тактические бои отделений. Правила логичны, относительно объемны, но структурированы не лучшим образом, хотя это дело вкуса. Бой правдоподобен и играть интересно, лично мне напоминает ASL и графикой и специфическими возможностями, но нужно понимать, что игра гораздо проще ее старшего товарища.
Игра с большим потенциалом и высокой реиграбельностью. В игре вас ждут берсерки, комиссары, артиллерийская поддержка, отделения различного уровня подготовки, фланговый огонь, окружение, подкрепления, подбор/поломка/починка вооружения, ближний бой и проникновение в тыл врага, подрывные заряды (DC), ДОТы, огнеметы, минные поля, минометы, ранения, пленные, партизаны, окапывание, ночные правила, другие театры военных действий и многое другое. Кроме того, выполнен оформленный и полный перевод правил на русский язык с дополнительными материалами.
Если вы хотите узнать больше о подобных варгеймах вступайте в наш «Паблик о суровых варгеймах». В нашей группе много материалов по этим и еще многим другим играм. Если вы хотите ознакомиться с материалами или изготовить свой ПнП варгейм, добро пожаловать в наш архив.
Еще раз с праздником!