На самом деле, этот вопрос достаточно остро стоит на предприятиях обычного типа, дружба на работе – это частое явление, но весьма редко эта дружба становится ресурсом для предприятия.
Чаще всего, люди сдруживаются на почве своих личных интересов, интересов внутренней жизни, либо начинают дружить против кого-то, например, генерального директора или человека, который не удовлетворяет нескольких людей, а это не заканчивается чем-то положительным для организации.
Такой тандем становится неуправляем, люди подкрепляют свою нелояльность и негативное восприятие происходящего на работе, усиливая состояние друг друга, и лояльность падает.
С другой стороны, люди могут сдруживаться наоборот, в контексте функционала. Если они обладают достаточно высокой лояльностью к предприятию, эмоциональной зрелостью и умеют эту дружбу поставить на благо предприятия, то это может стать очень выгодным союзом для организации, они наоборот будут усиливать и вдохновлять, накачивая энтузиазмом друг друга.
В контексте «бирюзовых» организаций дружба на предприятии приветствуется, потому что 80% жизни мы проводим на работе, по сути работа – это и есть 80% самой жизни. И, конечно, когда сотрудники приходят на работу в радости, в счастье, для того, чтобы встретиться с друзьями, единомышленниками, работать, творить, создавать и реализовывать идеи, КПД от таких сотрудников, да и уровень счастья в организации повышается.
Поэтому, бирюзовые организации, наоборот, выстроены так, чтобы создавать эти дружеские связи, дружескую атмосферу, потому что друзья могут гораздо больше, чем соперники, конкуренты, люди, которые замотивированы на противоположно направленные вещи.
Друзья всегда работают в направлении «выиграл-выиграл», и чем больше эта дружеская команда объединяет в себе людей, и особенно если эта дружба не только между сотрудниками, но и между сотрудниками и предприятием, например, сотрудниками и учредителем, генеральным директором, то действительно дружеская связь может усиливать фундамент самой организации.
Да, сложно это удержать на высоком уровне, сложно не втянуться в контекст, дружеских посиделок, сплетен, в какой-то контекст нездоровых дружеских отношений. Самый большой страх руководителя перед дружбой на работе в том, что сотрудники начнут переходить некие границы, это самое тонкое место, потому что не все сотрудники умеют осознавать и понимать свое правильное место, иерархию. Например, на работе находиться в контексте подчинения, а во время свободного времяпрепровождения находиться в позиции дружбы.
У многих людей это смещается и тогда начинаются сложности, если у людей это хорошо выстроено по системным законам, по законам правильного места, когда они умеют разделять дружбу, свободные отношения и иерархию на рабочем месте, то тогда проблем нет. Это наоборот, помогает, потому что тогда люди смотрят в одном направлении, у них одни цели и одни ценности, одинаковая мотивация.
Вания Маркович