В первый учебный день нового сезона так и тянет написать про образовательный процесс, к тому же сейчас идет прекрасный тренд на обучение у взрослых. Кто-то штурмует онлайн образовательные платформы, кто-то получает очередное высшее очно, кто-то ходит на курсы, кто-то на дико популярные лектории а кто-то тихонько сидит с книжкой и учится дома. Вот только чем старше мы становимся тем сложнее идет обучение.
Наш мозг обучается всю жизнь, но особенно сильно это актуально в детском возрасте, когда происходит его формирование и адаптация к условиям среды, в том числе усвоения знаний о мире. Вспомните как легко перерабатывался учебный материал в 16 лет, а к 22 как-то пошло по накатанной. По мнению нейробиологов все лишние связи к 25 годам отваливаются и мы имеем сформированный взрослый мозг. И в этом возрасте мы учимся уже не так как раньше, тк научились использовать определенные схемы и стратегии, они могут быть эффективны, но возникает некоторая сложность с переходом на что-то новое.
К сожалению с годами пластичность мозга падает и становится все сложнее начинать что-то новое. А еще бонусом изменяется среда, какое обучение когда надо о потомстве заботится? Так как мозг любит экономить свои ресурсы то ненужный в данный момент навык обучения начинает исчезать. Что же делать, что бы сохранить мозг более пластичным?
В первую очередь давать ему тренировку, активная интеллектуальная и физическая нагрузки могут отлично поддерживать мозг в тонусе. Ровно как и решение новых задач, которые могут быть любыми от изучения языка до придумывания нового пути домой от соседней станции метро. Но чем сложнее задача, тем вероятней будет образование новых связей в головном мозге. Самый идеальный вариант для обучения и сохранения навыков, это не завершать обучение никогда и постоянно открывать для себя что-то новое.
В одном из популярных изданий мне попалась заметка о стимулировании пластичности мозга, для человека желающего учится такие тренировки тоже подходят:
-Путешествия. Подвергают наш мозг новым стимулам в новой среде, открывая новые связи, схемы и активности.
-Изучение нового предмета или получение навыка. Обучение и развитие памяти улучшает взаимодействие в префронтальной теменной коре и предотвращает частичную потерю памяти с возрастом.
- Обучение игре на музыкальном инструменте. Увеличивает связь между областями мозга и помогает сформировать новые нейронные связи.
-Упражнения для не доминирующей руки. Образовываются новые нейронные схемы, с укреплением связями между ними.
-Чтение. Увеличивает и улучшает связи в мозге. Расширение словарного запаса. Активирует визуальные и слуховые процессы, а также обработку памяти.
-Занятие рисованием. Улучшает связи головного мозга, повышающие самоанализ, память, эмпатию, внимание и фокус.
-Танцы. Уменьшают риск развития болезни Альцгеймера и увеличивают нейронные связи (спорный вопрос, но точно приятное занятие и дофамин синтезируется).
-Сон. Способствует лучшему запоминанию информации.
Завершаю заметкой ссылкой на заметку с хорошими практическими советами "Как заставить мозг учится с точки зрения нейробиологии".