Найти тему

Двухэтажные вагоны: так ли они хороши?

Оглавление

В одной из предыдущих статей мы узнали о том, что стало причиной появления двухэтажных вагонов. Сегодня такие вагоны работают в составе 12 поездов формирования Федеральной пассажирской компании.

ОАО "РЖД" продолжает пополнять парк двухэтажных вагонов
ОАО "РЖД" продолжает пополнять парк двухэтажных вагонов

На данный момент двухэтажные вагоны курсируют по следующим маршрутам:

  • №3/4 Москва – Кисловодск;
  • №5/6 Москва – Санкт-Петербург;
  • №23/24 Москва – Санкт-Петербург;
  • №23/24 Москва – Казань;
  • №25/26 Москва – Ижевск;
  • №25/26 Москва – Санкт-Петербург "Смена А. Бетанкур";
  • №35/36 Санкт-Петербург – Адлер "Северная пальмира";
  • №49/50 Москва – Самара;
  • №103/104 Москва – Адлер;
  • №641/642 Ростов – Адлер;
  • №737/738 Москва – Воронеж;
  • №739/740 Москва – Воронеж.

Более того ОАО «РЖД» планирует увеличить парк двухъярусных вагонов, что, надо полагать, приведет к расширению данного списка.

Федеральная пассажирская компания (ФПК), «дочка» РЖД, занимающаяся перевозками пассажиров в дальнем следовании, планирует до 2025 года купить почти 7 тыс. вагонов — более трети существующего парка, следует из стратегии компании до 2030 года, которая приводится в годовом отчете ФПК, опубликованном на сайте перевозчика.
В частности, планируется закупка более 1 тыс. двухэтажных вагонов, говорится в документе.
На конец 2017 года в парке компании было 19,3 тыс. вагонов, говорится в отчете ФПК за 2017 год. Количество двухэтажных вагонов не указывается. Но из отчетов компании следует, что в 2013–2017 годах компания закупила 297 таких вагонов.

Но так ли хороши эти двухэтажные вагоны? Рассмотрим несколько моментов.

Цена на билеты

Одной из причин увеличения «этажности» вагонов стало желание повысить пассажировместимость, что теоретически позволило бы снизить цены на билеты. Посмотрим, что мы имеем на практике.

Выберем популярное направление Москва – Адлер и посмотрим цены на билеты на 15 сентября.

Фирменный поезд 104В Москва - Адлер с двухэтажными вагонами.

-2

Место в купе с классом обслуживания 2Э обойдется в 9054 рублей.

-3

На эту же дату выберем другой фирменный поезд: 102М Москва - Казань.

-4

Место в купе с классом обслуживания 2Э обойдется в 9543 рубля.

-5

Таким образом, на одну и ту же дату, на одно и то же направление, при одинаковом времени в пути и классе обслуживания билеты в "двухэтажку" обойдутся вам на 489 рублей или на 5,1% дешевле, чем в классический купейный вагон. Экономия более чем сомнительна, тем более, что двухэтажные вагоны имеют ряд недостатков, которые мы рассмотрим ниже.

Место для багажа

В новых двухэтажных вагонах отсутствует багажная полка над входом в купе. Ее нет ни на первом, ни на втором этаже. В распоряжении пассажиров остается только пространство под нижней полкой. На мой взгляд не совсем удобно. Кто путешествовал в таких вагонах, напишите в комментарии свое мнение по данному вопросу.

В двухэтажных вагонах отсутствует полка над входом в купе
В двухэтажных вагонах отсутствует полка над входом в купе

Обслуживание

В классическом купейном вагоне 36 посадочных мест, в плацкарте – 54, в двухэтажном купейном – 64. Соответственно, в «двухэтажке» одному проводнику придется обслуживать количество пассажиров большее, чем даже в плацкарте. Насколько это повлияет на качество обслуживания? На мой взгляд не сильно, разве что несколько замедлит процесс посадки пассажиров. А в пути пассажиры не так уж и часто взаимодействуют с проводником.

В двухэтажных вагонах установлено сразу 3 санузла
В двухэтажных вагонах установлено сразу 3 санузла

Более серьезной проблемой являются очереди в туалеты. В классическом купейном вагоне на 1 санузел приходится 18 человек, в плацкарте – 27, в двухэтажном купейном – 21,3 человека (напомню, в «двухэтажках» 3 туалета на 1 вагон). Как видим, и здесь по нашим расчетам острых проблем возникнуть не должно.

Лестницы

Как правило, все пассажиры садятся в поезд с тяжелыми и довольно габаритными сумками и чемоданами. Некоторым приходится ехать с тележками и колясками. В таких условиях подъем на второй этаж по лестнице является не самым приятным занятием. Даже если у вас место на первом этаже, вам все равно придется преодолеть несколько ступенек.

Ступеньки - препятствие для пассажиров на пути к своему купе
Ступеньки - препятствие для пассажиров на пути к своему купе

С одной стороны, это безусловный недостаток по сравнению с одноэтажным собратом. С другой стороны, 98% станций в России (даже в крупных городах) не имеют высоких платформ. А это значит, что вам при посадке все равно придется подниматься по узким неудобным складным ступенькам. Тем не менее, данный факт никогда не был причиной для отказа от поездки в поезде.

Место на верхней полке

Очень многие жалуются, что на верхней полке на втором этаже очень мало места. Усугубляет ситуацию скос на потолке, из-за которого места становится еще меньше.

Места на верхней полке на втором этаже не так уж и много
Места на верхней полке на втором этаже не так уж и много

Что же сказать в заключение? Не вижу ничего катастрофически плохого в появлении на железной дороге двухэтажных поездов. Равно как не считаю, что это очень удачный и крайне необходимый для РЖД проект. Безусловно, вагоны не лишены недостатков. Насколько они существенны? Каждый решит для себя сам.

А что вы думаете о двухэтажных вагонах? Удалось ли вам прокатиться на одном из них? Каковы ваши впечатления? Пишите в комментарии!