Эта статья адресована в большей степени начинающим мастерам ручной работы, которые только собираются принимать участие в крупных мероприятиях, фестивалях, ярмарках.
* * *
-Вы удобрениями торгуете?
-Ой а вы от организаторов с подарками стоите?
-Таааак, а что это у нас? Это украшения для кабины комбайна?
-Вы призы выдавать будете?
И всё в таком роде раздавались через один вопросы от проходящих мимо посетителей ярмарки.
Смех и грех.
Мастер торговал украшениями в Уфе на ВДНХ-Экспо и банально ошибся с павильоном. Как итог - попал на сельскохозяйственную выставку-ярмарку. Чего только не спрашивали, хотя малую толику вопросов вы уже прочитали.
В конечном итоге всё закончилось очень и очень удачно: многие комбайнёры и сельхозпроизводители ещё в первый день заприметили украшения и в последний день мероприятия решили побаловать свои половинки кто серьгами, кто бусами, кто оригинальным браслетом. И если первый день был фактически нулевой по выручке, то второй побил все мыслимые и немыслимые предположения.
Летом комбайнёры рулят во всех смыслах!
Конечно, мастеру очень сильно повезло, в противном случае поездка в другой город на довольно дорогостоящее мероприятие окончилась бы полным провалом - два дня торговли на ВДНХ-Экспо влетают в копеечку, плюс проживание, питание, проезд...
Но может и не повезти. Совсем. Поэтому к выбору мероприятия для участия нужно подходить очень и очень ответственно. Естественно, что лезть на сельхозярмарку с украшениями в здравом уме никто не будет и сделать это можно только по ошибке. Однако очень часто проблема выбора не так проста как кажется. Мастеру нужно отдавать себе отчёт какова специфика его товара, на какую аудиторию он работает, как стоимость товаров соотносится с форматом мероприятия, кто будет присутствовать на ярмарке или фестивале, какова аудитория и т.д.
Несколько лет назад мы принимали участие в очень достойном мероприятии, выставке Арт-Казань. Казалось бы придёт много состоятельных людей, ценителей высокого искусства. А вот и нет. Дело было на ноябрьских праздниках, многие просто полетели отдыхать на юга. Прямо напротив меня было два отдела: в первом торговали шерстяными вещами из Монголии - стояла толпа, человек уехал почти пустым, во втором отделе стояли манекены с эксклюзивными дизайнерскими платьями. Продаж было... что-то около 0.
Приведу ещё один пример. На Бушуевском фестивале в Златоусте познакомился с мастером из Южноуральска. Он только-только вышел на ярмарку - это было его второе мероприятие. У него большой цех со всевозможными станками, основной профиль - машиностроение и ремонт. Его хобби - изготовление авторских ретро-автомобилей. Уровень изготовления и подход к качеству - просто блеск. Когда я увидел его машинки, как всё сделано, как окрашено, с какой душой и любовью подошёл МАСТЕР к работе я просто застыл в изумлении! Цена, кстати, была совсем не велика - от 2700 за машинку. Ни один ребёнок не прошёл мимо, дети стояли, трогали, гладили машинки, дёргали родителей за руки... плакали, что им не покупают.
Машинки не подошли к формату фестиваля - дороговастенько. Не брали люди с собой столько денег на игрушки. Хотя визитки брали, постоянно спрашивали телефон, контакты. Но рядом бойко шла торговля копеечными мечами и пистолетами из фанеры - очень часто их покупали только из-за того, что не смогли купить ребенку дорогую машинку стоящую рядом.
Ради правды стоит отметить, что мастер и не ставил перед собой цели продать всё - он прощупывал почву, изучал спрос. Нужно было определить - будут ли востребованы такие игрушки. Я думаю всё получится - очень достойные машинки!
У каждого мероприятия, как правило, есть свой сайт или страница в социальных сетях. Перед тем как принять решение об участии в мероприятии обязательно следует посмотреть на фотографии, какие мастера посещали этот фестиваль или ярмарку ранее, перейти на их страницы, посмотреть на их отзывы и фотографии, может быть даже списаться с ними и прямо спросить: как шла торговля? как прошёл фестиваль или ярмарка?
Мы делаем это в обязательном порядке перед каждым незнакомым нам мероприятием. Читаем отчёты не только организаторов, но и отзывы мастеров, смотрим фотографии (много ли людей, как одеты, какого возраста, как прошла программа), ищем видео на ютубе. Очень часто это позволяет принять верное решение.
А у вас были такие ситуации, когда не подходили под формат мероприятия? Стояли среди "комбайнов"?
Мы также есть во ВКонтакте и в Одноклассниках.