Найти тему
Лабиринты времени.

Культ медведя. Современные верования.

В наше время, мы можем реконструировать культ медведя по верованиям, коренных народов севера  и Аляски. Например у остяков самым сильным видом присяги считалась клятва над головой убитого медведя. Считалось, что человек давший такую клятву не в праве ее нарушить даже под страхом смерти.

В шаманской традиции бурят медведь считался самым священным зверем, он воспринимался как существо, превосходящее по магической силе любого шамана. Отдельные части медвежьего тела буряты наделяли особыми сверхъестественными свойствами. Так череп медведя вешали перед домом или хранили на чердаке, чтобы защитить дом от воздействия злых духов. Считалось, что такой дом защищен от болезней, а домочадцы от нападения диких животных. Нивхи с острова Сахалин, старательно украшали черепа медведей и хранили их в отдельном амбаре, рассматривая его как семейную реликвию и мощнейший охранительный талисман. Такой амбар являлся святыней рода, где собиралась вся семья для проведения совместных трапез и приношений духу медведя.

У народов Сибири до наших дней сохранились медвежьи праздники. Это красочные обряды, которые длятся несколько дней. Раньше такие праздники устраивали в честь убитого медведя. В девяностые годы прошлого века праздник был возрождён в Учальском районе России. В древней легенде народов ханты и манси говорится о том, что у небесного бога войны Торума был младший сын, наделенный бессмертием, повелитель людей Ими Хили, который являлся на землю в облике огромного медведя. Он часто отправлялся в путешествия и, странствуя, боролся со злыми людьми, неудачно созданными богом-отцом. Ими Хили побеждал плохих людей благодаря своей силе и ловкости, однако, пользовался он и медвежьей хитростью. Ими Хили считался защитником и покровителем людей, пока из-за голода он не нарушил запрет отца — не охотиться на оленей и не разорять селения людей.  Он превратился медведя навсегда и утратил бессмертие, а охотники получили право охотится на него, но душа зверя осталась бессмертной, и после смерти медведя возвращается к богу-отцу . Ханты и манси называют медведя "лесным человеком", почитают его и поклоняются ему. Благодаря кропотливой работе историков и этнографов были восстановлены практически все элементы медвежьего праздника. Он сопровождается народной музыкой с песнями и танцами. Участники переодеваются в национальные костюмы. Особенно интересен танец с семью стрелами, когда участники в масках животных и одеждах охотников инсценируют сцены охоты с соблюдением всех магических правил . Ритуальной считается песня, восхваляющая медведя и возлагающая вину за убийство зверя на чужаков или на ружье, а за поедание мяса животного, на ворон. Затем, с соблюдением священных обычаев, готовится медвежье мясо, и гости праздника приступают к ритуальной трапезе. После праздника кости медведя аккуратно собираются и хоронятся в специальном месте. Ханты и манси верят, что медведь возродится вновь, так как сохраненные и правильно похороненные кости являются магической  основой для нового рождения зверя. Для всех охотничьих обществ характерна вера в то, что кость священна. Кость более долговечна чем плоть и кровь. В костях заключена душа животного, кости дают основу для возрождения животного.

На европейской части России, рядом с большими городами — Ростовом и Новгородом   были обнаружены ритуальные захоронения медвежьих костей и черепов. На территории Ростова был найден археологами молот- топор с обухом в виде головы медведя, отнесенный учеными к Фатьянской культуре бронзового века. К числу подобных находок можно отнести и сверленные каменные молоты, тыльная часть которых украшена головой медведя,  обнаруженных уже в Карелии. Этнографами зафиксировано, что в Ярославской области, даже в советское время, сохранились пережитки медвежьего культа . На территории примыкающей к знаменитому Берендееву болоту, учёные видели в лесу большее вырезанное из дерева изваяние медведя, обитое железными листами. Помимо Поволжья медвежий культ прослеживается на всей территории северо-запада России.

Особенно благодатную почву для исследователей представляет культ медведя, бытующий у Айнов до наших дней. Айны небольшая народность белой рассы, которая заселила японские острова задолго до прихода туда азиатов. На данный момент Айны живут на северные острова Хоккайдо и Сахалин. В результате чрезвычайно замкнутого, изолированного образа жизни, у Айнов, практически без изменений сохранились верования присущие людям глубокой древности. Айны придерживались мнения о том,  что наш мир намного привлекательнее потустороннего и, сверхъестественные существа, населяющие тот мир, стремятся воплотиться в нашей материальной вселенной в виде различных животных. Боги выбирают себе тела больших и сильных животных, духи довольствуются телами животных поменьше. Однажды оказавшись в зверином теле, жители потустороннего мира, уже не в силах его покинуть и вернуться в домой без помощи человека. Айны считают, что убивая медведе , они оказывают богам содействие, помогая выйти из  бренной оболочки, ставшей для них тюрьмой. После удачной охоты на медведя, готовится ритуальное пиршество, главным блюдом которого является медвежатина. Приглашают на праздник и дух убитого зверя, которому желают счастливого пути в его родной мир. 

Айны выращивают медведя для жертвоприношения.
Айны выращивают медведя для жертвоприношения.

В нашем распоряжении есть целый ряд отчётов о подобных ритуальных праздниках. Обычно Айны берут медвежонка и выкармливают его до четырехлетнего возраста, когда духу медведя пора возвращаться домой. Хозяин дома где жил медведь заблаговременно начинает готовиться к этому важному событию и объясняет зверю, что грядущий праздник не очень приятен, но он неизбежен и проводится из самых добрых побуждений. Зверю рассказывают о необходимости вернуться в свой мир и о том, что так было всегда. Затем медведя быстро  убивают, стараясь не причинить жертве лишних мучений. Снятую шкуру с оставленной головой и лапами закрепляют на распорках так, чтобы медведь выглядел живым и сам мог наблюдать за праздником. Затем переходят к пиршеству, главным блюдом которого и является тело самого виновника торжества. К морде убитого зверя подносят вместительный чан с похлёбкой из его собственного мяса, чтобы дать божеству новые силы для возвращения в свой ми . В этот момент из животного медведь становится богом. Ему делаются богатые прощальные подношения и, он как верят Айны, довольный возвращается домой. Если бог доволен,  то он непременно вновь вернётся в мир людей и воплотиться в тело другого медведя. В религии Айнов отразилось древнейшее представление человека о том, что смерти вообще не существует. Медведь просто переходит из одного плана бытия в другой и по своему желанию сможет вернуться обратно. Такая же вера относится к человеческой жизни и смерти. Покойники возвращаются обратно обычным и естественным способом — в облике младенцев, а не духов или назойливых привидений. Есть и другая важная мысль заключённая в подобных обрядах. Айны убеждены, что убивая и ритуально поедая своих богов, они приносят им большую пользу, давая возможность выйти из земной оболочки. Мы видим, что человек не испытывает чувства вины по поводу убийства, а напротив убежден в его необходимости и благе. Очевидно, что подобные обычаи служат для первобытных охотников и рыболовов определенной психологической защитой от чувства вины и страха мести со стороны убитого зверя. Такое положение обусловлено жестокими реалиями в которых приходится жить охотнику, поскольку само выживания сообщества целиком зависит от непрестанных безжалостных убийств. Психологический стресс в  древнем обществе снимался при помощи создания мифологии, оправдывающей постоянную смерть, через отрицание её существования. Убитые звери и птицы превращались в добровольные жертвы, а их освобожденный дух после смерти, должен был испытывать не злость, а благодарность за освобождение от бренной оболочки. У Айнов с острова Кусиро есть предание, из которого можно понять причину высочайшего почтения этого народа к медведям. Айны рассказывают историю молодой женщины, которая ежедневно отправлялась с ребенком в горные леса в поисках пропитания. Набрав полный мешок съедобных корешков, она выходила на берег ручья, где и промывала в проточной воде, найденные коренья. Часто женщина, оставив младенца на берегу, сбрасывала одежду и, обнаженной, шла купаться в водах горного потока. Однажды, стоя в воде женщина запела чудесную песню, а выйдя на мелководье, принялась ещё и танцевать. Она так увлеклась своим пением и танцем, что что ничего вокруг не замечала и очнулась только от громкого треска. Подняв голову, женщина увидела бредущего к ней бога-медведя и в ужасе убежала, оставив одежду и ребенка на берегу. Подходя к младенцу, медведь думал :" Мне так нравилась её песня, что я ступал как можно тише, чтобы не помешать. Увы ! Мелодия была такой чарующей, а танец таким прекрасным, что я забылся и спугнул женщину нечаянным шумом " . Тут ребенок заплакал, требуя есть,  и медведь сунул ему в рот свой язык, чтобы накормить и успокоить. Он нежно заботился о малыше несколько дней, ни на миг не оставлял его и этим спас ему жизнь. И только увидев охотников из ближайшего селения, медведю пришлось скрыться, оставив ребенка. Те подошли к потерянному младенцу и сообразили, что медведь спас его от смерти, с удивлением сказали друг другу : " Он заботился о потерянном малыше. Медведь хороший. Это достойный бог, он заслуживает уважения." Охотники погнались за медведем, убили его, принесли тушу в деревню, устроили большой праздник, угостили душу зверя вкусной едой и брагой, подарили ему много амулетов и с почестями проводили домой— в потусторонний мир.

Для нас, людей двадцать первого века, логика предков кажется непонятной и даже абсурдной, но именно на основании таких религиозных представлений и зародилось поклонению медведю как божеству.