Воспитание без криков и шлепков
Авторы книги «Дисциплина без драм» Дэниел Сигел и Тина Брайсон уверены: к детям нужен особый подход, в основе которого должны лежать любовь и уважение. Но вместе с тем просто необходимо устанавливать для них чёткие границы и правила. Вот несколько советов, как улучшить дисциплину в доме без криков и угроз:
Исключите наказания по схеме «ты сам напросился». Они бесполезны
Вернее они только мешают развитию мозга ребёнка. Помните, что дети, как правило, ведут себя из рук вон плохо тогда, когда пытаются привлечь к себе внимание родителей. Лучше идите по пути эмоционального контакта и перенаправления. Такой путь предполагает, что мы уделяем ребёнку внимание, уважаем его настолько, что готовы выслушать его мнение, и ценим его вклад в решение проблемы, а также неустанно демонстрируем, что мы на его стороне — независимо от того, хорошо он поступил или плохо.
Вместо того, чтобы импульсивно кричать и наказывать малыша за проступок, вдохните, посчитайте до десяти и обсудите с ребёнком случившееся спокойным тоном. Спросите, зачем он это сделал и объясните, почему так делать — плохо.
Устанавливайте границы дозволенного
Эмоциональный контакт и привязанность к ребёнку ещё не означают, что ему позволено всё без исключения. Как раз наоборот! Истинная любовь к детям заключается в том, чтобы очертить перед ним чёткие границы дозволенного, таким образом упорядочив их жизнь. Правила в семье помогут ребёнку лучше реагировать на правила и законы, которые ждут его во взрослой жизни: в школе, в университете и на работе.
Важно помнить, что правила должны соблюдаться всеми членами семьи. Если вы решили, что нельзя входить в комнату родителей без стука, это же должно распространяться и на комнату ребёнка. Если сразу после обеда нельзя есть сладкое, то все в семье должны вести себя одинаково. Тогда вы сможете требовать от детей большего, им уже известны правила.
Выключите автопилот и действуйте осознанно
Автопилот — очень полезная вещь, если вы управляете самолетом. Но, если вы хотите приучить ребенка к дисциплине, это не самый лучший выбор. Если ребёнок ударил вас, потому что вы не идёте с ним играть, а потонули под завалами работы, вашим первым желанием будет схватить его за шиворот, как следует отругать и отправить в комнату. «Но что вы получите в итоге? Слёзы, обиду и грусть, потому что ребёнок всего лишь хотел вашего внимания»
Вместо того, чтобы реагировать на автопилоте задайте себе три вопроса: «Почему он это сделал?», «Что я хочу ему объяснить?» и «Как это сделать лучше всего?»
С первого раза может не получиться, но вы попробуйте. Разберём ситуацию выше. Вместо того, чтобы накричать на ребёнка, обнимите его и проговорите вслух «почему»: «Ты ударил меня, от грусти и разочарования, потому что я не могу с тобой поиграть?». Начните разговаривать с ним и, когда эмоции отступят, объясните, что драться нехорошо, а также предложите альтернативные варианты поведения в такой ситуации в будущем — скажем, выразить гнев словами.
Забудьте о физических наказаниях и не ставьте детей в угол
Откажитесь от всех воспитательных мер, связанных с проявлением агрессии, причинением боли и запугиванием. Шлепки и порка не помогают усваивать важные жизненные уроки. Ребёнок в такие моменты может думать только о реакции взрослого, а не о том, как улучшить своё поведение.
«Если самые близкие нам люди сами становятся источником боли и страха, если родители заставляют ребёнка испытывать ужас из-за проступка, его мозг сталкивается с непреодолимым противоречием. Одна нервная цепь побуждает ребенка спасаться от родителя, причиняющего боль, другая — толкает к этой, самой значимой для него, фигуре в поисках защиты»
В следующий раз вместо того, чтобы наказывать ребёнка ремнём или запирать в комнате, подумайте вместе, как исправить ситуацию. К примеру, если ребёнок разбросал игрушки или уронил горшок с цветком, он должен всё убрать. Если забыл свои учебники в школе, — попросить помощи у одноклассников.
Признавайте чувства ребёнка
Признание чувств — это обязательное условие эмоционального контакта. Вы должны продемонстрировать не только отсутствие угрозы, но и то, что слышите ребёнка, понимаете и принимаете его. Ведь вы любите его любым, а не только когда он ведёт себя как паинька, правда? Покажите это.
Это совсем несложно. Главное в эмоциональных ситуациях — назвать переживание ребёнка в данный момент: «Тебя это взбесило, верно?», или «Наверное, ты чувствуешь себя покинутым», или даже самое общее: «Вижу, тебе сейчас нелегко». А потом слушайте, говорите, если нужно, объясняйте ребёнку сложные моменты или поясняйте, почему то, что он сделал, — плохо.
Нужно настроиться на переживания ребёнка и посмотреть на то, как происходящее выглядит с его точки зрения. Получая от родителей такое сообщение, дети чувствуют, что им сопереживают, что их понимают и любят. Это позволяет им успокоиться, рассуждать здраво и воспринимать ваши замечания.
А как себя ведёте вы, когда ребёнок вновь и вновь испытывает ваше терпение? Рассказывайте в комментариях!