Найти тему
Судострой

Двигатели для "Кометы". Почему задерживается строительство новых СПК

Макет СПК "Комета 120М" / Фото: ТГД
Макет СПК "Комета 120М" / Фото: ТГД

Новое скоростное судно "Комета 120М" является одной самых интересных и долгожданных разработок отечественной промышленности. Однако строительство судов отстаёт от заявленного графика. Пока что в перевозке пассажиров задействовано лишь одно судно. В причинах происходящего разбирался блог ТГД.

Морское пассажирское судно на подводных крыльях (СПК) "Комета 120М" (проект 23160) разработано нижегородским АО "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева". В советское время в этом бюро создавались наиболее массовые проекты судов на подводных крыльях, в том числе знаменитая первая "Комета", поставлявшаяся и на экспорт.

Создание новой "Кометы" не обошлось без господдержки. Проект 23160 разрабатывался при финансовом участии Минпромторга России.

Длина СПК "Комета 120М" составляет 35,2 м, ширина – 10,3 м, осадка на плаву – 3,5 м, полное водоизмещение – 75 т. Экипаж насчитывает 5 человек. Судно может перевозить 120 пассажиров на расстояние до 200 миль на скорости 35 узлов.

Макет СПК "Комета 120М" / Фото: ТГД
Макет СПК "Комета 120М" / Фото: ТГД

Головное судно было заложено в августе 2013 года на заводе "Вымпел" в Ярославской области. Осенью 2017 года судно прибыло в Крым для испытаний и будущей работы. В официальный первый рейс из Севастополя в Ялту первую "Комету 120 М" отправил 30 июля 2018 года лично премьер-министр Дмитрий Медведев.

Согласно озвученным планам, в 2019 году к перевозке пассажиров должны были приступить ещё две "Кометы 120М", а годом позже на линию должны были выйти четвертое и пятое СПК, созданные уже на крымских верфях.

Однако строительство серии задержалось. Вторая "Комета 120М" была спущена на воду на "Вымпеле" в августе 2019 года. С учётом доставки в Крым и испытаний ввод судна в эксплуатацию ожидается в середине осени. О сроках выхода из Рыбинска третьего СПК пока ничего не сообщается.

Что касается причин сдвига сроков строительства, то это может объясняться внесением изменений в проект. В частности, произошла смена поставщика энергоустановки. По данным "Коммерсанта", причина заключается в санкциях, направленных против поставки зарубежного оборудования в Крым.

Макет "Кометы 120М" на стенде ЦКБ по СПК на форуме "Армия-2019" / Фото: ТГД
Макет "Кометы 120М" на стенде ЦКБ по СПК на форуме "Армия-2019" / Фото: ТГД

На сайте ЦКБ по СПК в спецификации "Кометы 120М" указано, что судно может оснащаться энергоустановками от двух производителей, причём оба из Германии. В качестве основного теперь предлагается вариант использования двух дизелей MAN мощностью 1066 кВт каждый. Второй вариант (именно он реализован на первой "Комете 120М") – два дизеля MTU мощностью 1440 кВт каждый. Изменение мощности повлекло за собой снижение среднего расхода топлива.

Тем не менее, возникает резонный вопрос, почему не использовать отечественные энергоустановки. Советские "Кометы" оснащались высокооборотными дизелями М401 мощностью 810 кВт производства завода "Звезда". Тем более, судовые двигатели семейства М400 до сих пор числятся в линейке гражданской продукции петербургского предприятия. В ответ на это собеседники ТГД на заводе "Вымпел" вспоминают о низком качестве российских высокооборотных дизелей.

Ещё один вариант – разработка нового современного двигателя. Судя по мощности, на "Кометах" можно было бы использовать дизели М150 "Пульсар" (диапазон 400-1700 кВт). Если бы они выпускались серийно. Пока этого до сих пор не произошло, несмотря на громкие презентации несколько лет назад.

Двигатель "Пульсар" в составе дизель-генераторной установки / Фото: ТГД
Двигатель "Пульсар" в составе дизель-генераторной установки / Фото: ТГД

Впрочем, в отличие от военных заказов, где сложности возникают из-за того, что использование импорта теперь невозможно в принципе, на гражданские заказы судостроители пока могут устанавливать импортные двигатели. Хотя, исходя из ситуации с "Кометами" для Крыма, всё не так просто.

Понравилась статья? Не забывайте ставить лайки и подписываться на канал ТГД. Недавно здесь рассказывали о новом музее железнодорожной техники в Воронеже.