На данный момент в мире существует 2 сабли, приписываемые Богдану Хмельницкому - знаменитому лидеру народного восстания украинцев против польского владычества в XVII веке. Конечно, точных доказательств, что именно они принадлежали буйному гетману, и именно ими (или хотя бы одной из них) он крушил гордые польские головы, нет. Но тем не менее на одном из этих клинков есть портрет Хмельницкого, а на втором - его имя, написанное по-польски. Портрет и "подпись" и являются основаниями считать, что это оружие принадлежало самому знаменитому гетману Украины, хотя, конечно, доказательства это не бесспорные...))
Изучим же каждую саблю в деталях.
Палаш из краковского музея
Этот предмет сейчас находится в Музее фундации, когда-то основанном княгиней Изабеллой Чарторыйской как дань памяти полякам, погибшим в войнах с соседями, в первую очередь с турками. Оружие попало к Чарторыйским в начале XIX века, более ранняя его судьба не прослеживается. Есть предание, что когда-то это оружие Хмельницкий подарил костелу в городе Сокале. Зачем - непонятно, в биографии гетмана нет ни малейших упоминаний про сей "акт дарения".
И это - не сабля, а палаш. Правда, не будем забывать, что грань между саблей и палашом порою очень зыбкая...))
Вот он.
Клинок в настоящее время пребывает в ужасном состоянии. Он весь изъеден ржавчиной. Эфес сохранился гораздо лучше, но он этому клинку не "родной". На клинке есть дата - 1652 год (Богдан еще был жив к тому времени), а вот эфес - гораздо более поздний, начала XVIII века.
Так что этой рукояти пальцы Хмельницкого, увы, не касались...
Изначально клинок имел богатую золоченую оправу, которая была утеряна в перипетиях девятнатцатого столетия. Коллекцию Чарторыйских неоднократно перевозили с места на место и хранили небережно.
ТТХ
"Палаш Хмельницкого" имеет стальной широкий клинок со слабым прогибом посередине. Полная длина - 995 мм, клинка - 874 мм, ширина у рикассо - 52 мм.
Клинок практически не сужается к острию. Боевой конец выведен к средней линии, присутствует фальшлезвие (заточена часть обуха). В целом такая геометрия свойственна европейским палашам семндцатого века.
Данных по толщине клинка, массе и расположению точки баланса, к сожалению, нет. Рискну предположить, что когда меч был цел, он весил примерно 1200 г, и балансировался примерно в 12-14 см от гарды. По внешнему виду - это тяжелый клинок, способный рассекать кольчуги из тонких колец и разбивать шлемы-мисюрки, очень модные в Польше и Украине семнадцатого столетия.
Эфес - гораздо более поздний, с щитком, толстой дужкой и кольцом под большой палец. Такие встречались на легкокавалерийских саблях в начале XVIII века.
Особые приметы
В центральной части клинка сохранилась (увы - фрагментарно) золотая шестиконечная звезда. Ее суть - загадка, очевидно лишь, что это не клеймо. Возможно, это дань моде на астрологию и магию, которая царила в Европе семнадцатого века, т.к. палаш, в противовес обычному казацкому вооружению, имеет явно западноевропейское происхождение.
У пяты клинка с правой стороны (на фото не видно) есть портрет человека в одежде гетмана и с гетманской булавой, выполненный способом золотой насечки. Лицо, к сожалению, сохранилось плохо. Также там сохранились следы некоей надписи, в настоящее время - почти затертой.
Впрочем, есть реконструкция надписи. Согласно каталогу С. Свежа-Залесского, наиболее подробно описавшего палаш, когда он был еще в относительно приглядном виде, надпись выглядела так:
Szczo pod Zborowom Zbarazom slawy zarobyli
Jnj pod Bcresteczkom na hlowu utratyli
Ne buto na tachow swoich sia porywaty
J z B[ercsteczka(?)] zaraz w skok utekaty
Toby w naszoy slawie ne buio utraty. 1652.
Это не совсем польский, скорее смесь польского и украинского, на которой говорили в Украине в эпоху Богдана. Перевод гласит:
"Что под Зборовом, Збаражем славы добыли,
Другие под Берестечком головы потеряли.
Нечего было на ляхов своих порываться
И с Б (Берестечка) тут же вскок бежать.
То бы и нашей славе не было утраты."
Как понимать эту надпись, и считать ли ее вообще истинной, я оставляю на размышления читателя. От себя добавлю лишь, что боем под Збаражем, принесшим славу казацкому оружию, командовал сам Хмельницкий - а вот под Берестечком, где от казачьей вольницы полетели клочки по закоулочкам, его не было.
Сабля из Переяслава-Черниговского
Это второй клинок, хозяином которого полагают Хмельницкого. До 1992 года он находился в музее украинского города Переяслава-Черниговского.
По легенде, эту карабелу подарил гетману сам польский "круль" - то ли Сигизмунд III, то ли Ян Казимир, когда они еще были в нормальных отношениях. Она сохранилась гораздо лучше и отделана гораздо богаче, чем палаш. В музей Переяслава-Черниговского она попала из коллекции Тарновского, а вот где ее нашел сам господин Тарновский - покрыто мраком тайны.
Как говорится, всю контрабанду делают в Одессе на Малой Артаутской...)))
Рукоять у нее - из слоновой кости, гарда - серебряная, покрытая позолотой 750-й пробы. Устье, наконечник и гайки ножен - опять-таки серебряные, причем покрытые позолотой еще более высокой пробы - 958-й.
ТТХ
По характеристикам это - классическая польская карабела. Полная длина 925 мм, клинка - 805 мм, ширина у рикассо - 36 мм.
Клинок средней ширины и среднего изгиба. На конце присутствует едва заметная елмань. Есть неглубокий дол. Острие выведено ближе к обуху, но все-таки не настолько сильно, чтобы назвать его "тесачным". Эфес имеет простое ромбовидное перекрестье из узких квиллонов, оканчивающихся шариками, головка - клювообразная, как и положено карабеле.
Стоит обратить внимание, что клинок, судя по количеству и типу дефектов, изготовлен из фасонной стали. Масса сабли неизвестна. Ориентировочно - 1000 г, вряд ли больше.
Общий стиль, в котором украшена сабля - турецкий, XVI-XVII века. Что, в принципе, вполне свойственно для клинков запорожских казаков, очень часто имевщих османское происхождение.
У рикассо карабелы есть хорошо различимая надпись, которую вы можете видеть ниже:
Портрета нет, но зато есть надпись, почти идеально копирующая ту, что на палаше, про Збараж, Берестечко и утраченные головы:
SZCZO POD ZBOROWOYEM ZBARAZEM SLAWY ZAROBYLY
TOY POD BERESTECZKOM NAIIOLOWY UTRATYLY
NEBULO SIE NA LAHOW SWOYH PORYWATY
Y WSKOK ZANEMY UTYKATY
TO NE BULOBY W NASZY SLAWY UTRATY
Нюансы текста различаются, но общий смысл - тот же. Надпись идет по клинку примерно до середины, по правой голомени, она довольно четко различима, в отличие от надписи на палаше. А вот дат никаких на сабле не стоит, как, впрочем, и клейм. Но зато на сабле присутствует... Выгравированный мальтийский крест!
Именно к этой сабле у исследователей больше всего вопросов. Уж слишком хорошо она напоминает великолепного качества подделку. Странность в том, что слямзить, например, надпись гипотетический фальсификатор вряд ли мог: каталог Тарновского, где она есть, вышел раньше каталога Свежа-Залесского. Поляк, что ли, в очередной раз обобрал честного украинца? ))
Добавляет интриги еще и то, что "сабля Хмельницкого" в 1992 году была украдена из музея в Переяславе. Нашлась только 10 лет спустя. Валялась в гараже какого-то киевского любителя антиквариата.
И то, увы, не факт, что нашлась сама сабля, а не ее реплика...