Найти тему
#velonation

По рюмочке на велодорожку

Жители стран победившего велосипедизма нередко садятся на велосипед после весёлого вечера в баре. Как возможно такое безобразие?

Можно бесконечно смотреть, как Мадс Миккельсен едет на велосипеде за своим бокалом Карлсберга, но кое-что в этом ролике остаётся за кадром.

Возможно, обратный путь актера будет не таким экстравагантным, но наверняка он снова проделает его на велосипеде. Дания — одна из стран, где ездить на велосипеде после вечера в баре не то, чтобы совсем разрешено, но и не вполне запрещено. По крайней мере никаких количественных показателей относительно того, сколько допустим выпить, чтобы легально сесть на велосипед, нет.

В ТРЕВЕЛБЛОГАХ ИНОСТРАНЦЫ ОПИСЫВАЮТ РОЛЬ АЛКОГОЛЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ДАТЧАН ТАК, СЛОВНО ДАТЧАНЕ — ЭТО РУССКИЕ.

В Дании вообще легкое отношение к алкоголю. Купить вино или пиво можно с 16 лет (для более крепких напитков придётся дорасти до 18). Можно выпивать на улице. Тёплыми вечерами на мосту королевы Луизы, через который проходит самый активный велотрафик в Копенгагене, идёт активный кутёж. В тревелблогах иностранцы описывают роль алкоголя в социальной жизни датчан так, словно датчане — это русские.

Люди веселятся на улицах Копенгагена. Фото: Anders Hviid/ Flickr.
Люди веселятся на улицах Копенгагена. Фото: Anders Hviid/ Flickr.

Это не значит, что можно накачиваться спиртным без всякой меры. Если человек перебрал, ведёт велосипед неуверенно, то полиция может выписать ему штраф — эквивалент 200 евро. Напрашивается вывод: пить надо в меру, то есть — не теряя контроля за ситуацией.

Судя по всему, именно так большинство и поступает. Способность благополучно добраться домой на велосипеде после вечерники входит в число десяти ключевых навыков настоящего датчанина. Стоит зайти в инстаграм Микаэла Колвилл-Андерсена, основателя дизайн-бюро Copenhagenize и пропагандиста велотранспорта, как становится ясно: велосипеды и выпивка где-то рядом.

В своей последней книжке (она тоже называется Copenhagenize) Микаэл пишет, что по примеру товарища завёл себе отдельный велосипед для выезда в бар — старенький, ржавый, но с низкой рамой, чтобы проще было на него залезать после хорошего вечера.

В отличие от Дании, в Голландии к алкоголю отношение более строгое. Велосипедистам, как и автомобилистам, разрешено не больше 0,5 промилле. Но на практике отношение к нарушителям совершенно разное. Для автомобилистов в стране действует презумпция виновности — в случае ДТП водителю придётся доказывать, что авария была неизбежной. Нетрезвый водитель — явление совершенно недопустимое.

На нетрезвых велосипедистов общество смотрит гораздо проще. Несколько лет назад в Гронингене и Гааге провели исследование: велосипедистов, возвращавшихся вечером домой, просили пройти добровольный тест на алкоголь. Четверть отказалась сразу. Среди оставшихся в шесть вечера выпивших было всего 7,7%, но после часа ночи их доля выросла до 89%, причём у 68% допустимый уровень был превышен.

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА НА ВЕЛОСИПЕДE, БУДЬ ОН ПЬЯН ИЛИ ТРЕЗВ, ГОРАЗДО НИЖЕ, ЧЕМ У АВТОМОБИЛЯ.

Но вот что самое интересное: как пишет блог Holland Cycling, это первое (и по всей видимости, единственное) такое исследование. И это кое-что говорит нам о том, насколько сильно голландцев волнует проблема пьющих велосипедистов. Потенциальная опасность человека на велосипедe, будь он пьян или трезв, гораздо ниже, чем у автомобиля — в Голландии это понимают. Автор исследования Дик де Вард, комментируя полученный результат, заявил, что пусть лучше люди едут на велосипеде, чем пьяными садятся за руль автомобиля. И посоветовал водителям быть поосторожней по ночам, чтобы ненароком не задавить подгулявшего велосипедиста.

На улицах Амстердама. Фото: Michael Goldrei/Flickr.
На улицах Амстердама. Фото: Michael Goldrei/Flickr.

Безусловно, выпивка превышает риск падений и других травм. Пить вообще вредно для здоровья. 20% молодых голландцев, чей велосипедный маршрут закончился в больнице, были не вполне трезвы. Но если учесть в целом низкий уровень ДТП в Нидерландах, это всё равно штучные сюжеты. Правильная инфраструктура делает своё дело: в городах, где кругом велодорожки, даже опасное поведение становится куда безопасней.