Какой материал стал первым тканным полотном, на многие сотни лет определив человеческую историю? Какую ткань можно назвать по-настоящему русской? Многие из нас вспомнят ситец, который и впрямь точно сросся с российскими просторами и природой. Но хлопок в наших широтах фактически не вызревает, да и история ситца на Руси насчитывает менее трех сотен лет.
Если уже говорить про природный российский материал, то это безусловно будет лён. Он куда более неприхотлив, морозоустойчив и обладает рядом замечательных свойств, которые делали его незаменимым в русском быту. Лён принимал сотни видов, в тканом и нетканом воплощении, и долгое время был совершенно незаменим. Впрочем, и сегодня мало что изменилось.
Лён считается самым первым видом ткани, которую научились изготавливать люди. Первые упоминания в письменных индийских источниках относят его появление к 7 тысячелетию до нашей эры. Материал широко применялся на Древнем Востоке, в Египте, а также в античной Греции и Римской Империи. Особая роль в истории обработки льна принадлежит египетским коптам, придумавшим главные льняные технологии.
В старину лён нередко называли северным шелком. Долгунец неплохо рос на Русском Севере, давая на выходе особо тонкую нить. Наши далекие предки с любовью называли это растение «синеглазой порослью матери Земли». Поля цветущего льна - особый, невероятный по красоте, вид, который буквально завораживает.
Читайте ещё! Обрядовые и игровые славянские куклы
Лен стал непременным спутником северных славян, сопровождая их с момента рождения и до последнего жизненного предела. Ни один из существующих тканных материалов не оказывал на историю России такого существенного и судьбоносного влияния.
Доподлинно известно, что уже в десятом веке льняное полотно производили в монашеских обителях Великого Новгорода и Киева. О степени развития льняного производства в ту эпоху наглядно говорит тот факт, что князь Олег совершил свой знаменитый поход на Царьград на ладьях, шедших под льняными парусами.
После татаро-монгольского нашествия центры производства льна на Руси переместились в северные области, не затронутые общим разорением и упадком. Самое веское слово в торговле куделью принадлежало Великому Новгороду.
Не меньше половины судов Союза Ганзейских городов, входивших в Волхов, имели целью закупку льняной пряжи или готового полотна. Доходило до того, что подати с окрестных крестьян взымались только льном, а за большими партиями товара устраивалась настоящая охота.
Важнейшей вехой для развития российского льняного производства стал Указ Екатерины Великой 1763 года. Тогда русский лен, широкий вывоз которого долгое время был ограничен, разрешили без счета вывозить за границу. Не прошло и четырех лет, как он стал вторым по важности экспортным товаром Российской Империи.
Сейчас в это сложно поверить, но несколько столетий почти все фабрики и мануфактуры Великобритании и Франции, выпускавшие и тонкий батист, и грубое полотно для парусов, работали на русском сырье. Уже к концу 18 века Россия экспортировала более миллиона пудов льняной пряжи и готового волокна.
Российское происхождение льна было своеобразным знаком качества. Оборотистые европейские купцы нередко выправляли проездные бумаги так, что польский или немецкий лен волшебным образом превращался в русский и продавался с большей прибылью. Спросом пользовались практически все виды льняной ткани, от грубой мешковины, до тонких кружев, которые также плелись из льняной нити.
Почти тысячу лет технология выделки льна на Руси оставалась неизменной. Растили его, как правило, на подсечных полях на месте бывшего мелколесья. Мужчины сеяли и теребили растение, в летнее время проводя в поле от зари, до зари. Было в этом занятие множество секретов и тонкостей. И риска. Иной год лён капризничал и не всходил вовсе. Ивановский хлопок появился в России как раз после череды таких неурожаев.
Лен собирали в середине августа, начале сентября, после образования луба. Его жали вручную , вырывая с корнем. Процесс этот назывался тереблением.
Обработка льна считалась сугубо женским занятием. Его стебли рвали на продольные волокна, скребли деревянными гребнями и долго вымачивали в озерах и ручьях. Промытый лен сушили в ригах или обычных русских банях и теплым мяли, трепали и вычесывали. Любопытно, что от стебля растения в процессе почти ничего не оставалось. Наши предки знали о безотходном производстве ничуть не меньше, чем современные оптимизаторы.
Остатки стеблей, грубые очесы кудели шли в дело и находили разное применение в крестьянском быту. Льняной паклей утепляли дома, а масло из семян шло в нехитрые крестьянские светильники. Остатки грубой пряжи превращались в замечательные тряпичные куклы, на которых крестьянские ребятишки получали первый наглядный урок льняного производства.
В середине XIX века в Европе производилось 347 тысяч тонн льна, из них Россия поставляла 196 тысяч. Ближайший её конкурент, Австрия производила почти в пять раз меньше. Из всего волокна представленного на мировом рынке, 64% имело российское происхождение. После ликвидации крепостного права, производство льна пережило настоящий бум. В период с 1861 по 1913 годы урожаи льна и количество произведенного волокна выросло в три раза.
Даже несмотря на победное пришествие хлопка в отечественную текстильную промышленность, популярность льна была чрезвычайно высока. Уже в советское время на севере и северо-западе России появились льняные комбинаты-гиганты, по сравнению с которыми огромные дореволюционные предприятия, вроде жирардовской мануфактуры, казались небольшими семейными заведениями.
В постсоветскую эпоху производство льна в нашей стране существенно снизилось. При этом его потребление в последние три десятилетия демонстрирует существенный рост. Современная область применения льна чрезвычайно широка. Это декоративные ткани, материалы для пошива одежды, кружево, композитные материалы для автомобилестроения, стройматериалы, теплоизоляция и многое другое. Лен является вторым по популярности в мире тканным сырьем после хлопка.
Удручающий уровень падения производства льна в России, это не только грустная статистика, но и большая историческая несправедливость. Страна, ещё не так давно обеспечивавшая более половины мировых потребностей этого уникального природного материала, вынуждена сегодня сама заниматься его закупками.
А ведь лён — единственный материал для текстильной промышленности, который произрастает в нашей стране. И потерять его, означает не только оголить целую отрасль, но оторваться от своих исторических корней и традиции, которая культивировалась на Руси веками. Добровольная помощь автору. Он делает материалвы за свои средства, спасибо огромное!